hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

Бедуины Моисеева закона

В 35-й главе Ирмияhу рассказывается, как Всевышний приказывает пророку пригласить неких Рехавим (в русских переводах их называют рехавитами) и предложить им вина.



4  и привел их в дом Господень, <..>

5  и поставил перед сынами дома Рехавитов полные чаши вина и стаканы и сказал им: пейте вино. 

6  Но они сказали: мы вина не пьем; потому что Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: "не пейте вина ни вы, ни дети ваши, вовеки; 

7  и домов не стройте, и семян не сейте, и виноградников не разводите, и не имейте их, но живите в шатрах во все дни жизни вашей, чтобы вам долгое время прожить на той земле, где вы странниками". 

8  И мы послушались голоса Ионадава, сына Рехавова, отца нашего, во всем, что он завещал нам, чтобы не пить вина во все дни наши, - мы и жены наши, и сыновья наши и дочери наши, -

9 и чтобы не строить домов для жительства нашего; и у нас нет ни виноградников, ни полей, ни посева; 

10  а живем в шатрах и во всем слушаемся и делаем все, что заповедал нам Ионадав, отец наш. 

11 Когда же Навуходоносор, царь Вавилонский, пришел в землю сию, мы сказали: "пойдем, уйдем в Иерусалим от войска Халдеев и от войска Арамеев", и вот, мы живем в Иерусалиме.

 Ирмияhу дальше ставит рехавитов в пример жителям Иудеи:

13  …иди и скажи мужам Иеhуды и жителям Иерусалима: неужели вы не возьмете из этого наставление для себя, чтобы слушаться слов Моих? говорит Господь. 

14  Слова Ионадава, сына Рехавова, который завещал сыновьям своим не пить вина, выполняются, и они не пьют до сего дня, потому что слушаются завещания отца своего; а Я непрестанно говорил вам, говорил с раннего утра, и вы не послушались Меня.

Таким образом:

  1. Рехавиты - отдельный этнос или по крайней мере род.
  2. У их отца теофорное имя (=Господь подарил).
  3. Он заповедовал им не сеять хлеба, не разводить виноградников и жить в шатрах, то есть быть бедуинами.
  4. Он заповедовал им также не пить вина.
  5. Из-за войны они вынуждены были отказаться от бедуинства и переселиться в Иерусалим.
  6. Ирмияhу считает возможным привести их в какое-то помещение при Храме.
  7.  

Ионадав бен Рехав упоминается также за 250 лет до Ирмияhу в Млахим 2:10, как участник и союзник царя Йеhу в кровавом перевороте, расправе с потомками Ахава и поклонниками Баала. Никакой информации о его происхождении или образе жизни извлечь оттуда невозможно, кроме, может быть, того, что Йеhу встречает его около места, которое называется Бейт Экед hаРоим (комментаторы объясняют, что это место сбора пастухов, или место, где пастухи связывают овец для стрижки).

Мидраши связывают рехавитов со стихом из Диврей хаЯмим 1:2:55:

И семьи писцов, сидящих в Яабеце:  тиратим, шиматим, сухатим. Это кениты, произошедшие от Хаммата, отца дома Рехава.

Таким образом, рехавиты - это одно из семейств кенитов. Ну, а кенитов мы знаем. По мидрашам получается, что кениты - это потомки Итро, тестя Моше. Мидраш ссылается на Шофтим 1:17:

И сыны кени, тестя Моше, поднялись из Города Пальм с сынами Иудиными в пустыню Иудейскую, которая на юге от Арада, и пошли, и поселились среди народа.

И еще (Шофтим 4:11):

А Хевер, кени, отделился от Каина [видимо, место, где живут кениты], от потомков Ховава, тестя Моше, и раскинул шатер Свой у Элон-Бецаананним, что при Кедеше.

По мидрашу, у Итро семь разных имен: Йетер, Итро, Ховав, Реуэль, Хевер, Путиэль и Кени.

Как мы знаем, Итро - мидиянский священник, у которого Моше селится после бегства из Египта. Мидиян - это один из сыновей Авраама от Кетуры, страна Мидиян - север Аравии, по-арабски Мадиан. Моше женится на одной из дочерей Итро и пасет его овец. Когда евреи находятся в пустыне, Итро приходит к Моше (комментаторы спорят, было ли это до дарования Торы или после). Вскоре, когда евреи направляются в Эрец Исраэль, Моше (который еще не знает, что евреям предстоит 40 лет скитаться по пустыне и что ему не суждено войти в Эрец Исраэль) обращается к Итро (там он называется Ховав бен Реуэль мидианитянин) (Бемидбар 10:29-32):

И сказал Моше Ховаву сыну Реуэля мидиянитяну, тестю Моше: Мы отправляемся в путь к тому месту о котором сказал Господь: Его даю вам. Иди с нами, и мы будем благотворить тебе, ибо Господь предназначил доброе Исраэлю. И сказал он ему: Я не пойду; но на мою землю и на родину мою пойду я. И сказал он: Не покидай же нас! Ибо (прошу) потому, что ты знаешь наши стоянки в пустыне.

Мидраш объясняет, что, когда евреи пришли в Эрец Исраэль, они выделили лучший участок в городе пальм (=Иерихоне) той семье, в наделе которой впоследствии будет построен храм. А до той поры предоставили этот участок Итро, которому, как геру, надел не полагался.

Таким образом, мы видим, что семья Итро сделала гиюр, но при этом сохранила свою идентичность и осталась бедуинами.

Не только сохранила идентичность, но и ведет свою собственную политику. В Шофтим 4 рассказывается, как Сисра бежит после разгрома и прячется в шатре Яэли, жены Хевера кенита:

Сисра же убежал пеший к шатру Яэли, жены Хевера кенита, ибо мир (был) между Явином, царем Хацорским, и домом Хевера кенита.

Яэль дальше убивает Сисру, но он пришел в ее шатер (заметим - шатер), потому что он ей доверял, в то время как с евреями  воевал.

Еще более удивительно, когда Шауль идет истреблять Амалека (Шмуэль 1:15:5-7):

И дошел Шауль до города Амалекова, и воевал в долине. И сказал Шауль кениту: уйдите, выйдите прочь из среды Амалекитян, чтобы мне не погубить вас вместе с ними; ты же сделал добро всем сынам Исраэля при выходе их из Египта. И ушел кенит из среды Амалека.

То есть кениты мирно уживаются не только с ханаанскими царями, но и с архиврагом еврейского народа - Амалеком!

К этому стоит добавить еще одно место, которое уж никак не отнесешь к потомкам Итро: в главе Лех Леха (Берешит 15:18-19) Всевышний обещает Аврааму землю 10 народов (а не 7, полученных впоследствии):

В тот день заключил Господь с Аврамом завет, говоря: Твоему потомству дал я эту землю от реки Мицраима до великой реки. Кени, и кенизи, и кадмони; и хити, и перизи, и рефаим, и эмори, и кенаани, и гиргаши, и йевуси.

Онкелос и Таргум Йонатан последовательно переводят кени как шалмаи. Тоже не очень понятное слово, вроде бы так называлось какое-то северно-арабское племя на восток от набатеев. Географ Стефан Византийский вроде бы тоже упоминает каких-то salamioi по соседству с набатеями. Талмуд (Бава Батра 56а и Иер. Киддушин 1) в разном порядке называет кени, кенизи и кадмони - набатеями, арабами и шалмаи; впрочем, приводит и более экзотические варианты.

Стоит отметить, что слово кенизи, здесь употребленное в качестве отдельного народа где-то на юге, в других местах в ТаНаХе употребляется по отношению к людям из колена Йеhуды: Калеву бен Йефуне или его брату Отниэлю бен Кназ. С середины 19 века существуют далеко идущие
теории библейской критики о роли аравийских племен в формировании колена Йеhуды.

Безотносительно к древности, в наше время потомками Итро считают себя друзы. Надо отметить, что их лояльность построена таким же образом: они лояльны стране проживания. В период переворотов (как, например, в 1948 г.), бывает, что эта лояльность резко меняется.



Tags: ТаНаХ, мидраш
Subscribe

  • Доктор, что это было?

    Что-то интересное. Вчера сказали, что Биби неожиданно собрал правительство по какому-то срочному секретному поводу. Секреты у нас не очень долго…

  • Жестоковыйный народ

    Слушаю радио в машине. Там вот что: люди дают оценки по десятибальной системе разным политическим или общественным деятелям. Ведущие рассказывают,…

  • Февральская прогулка, или משנכנס אדר

    Железнодорожный мост И два шоссейных моста Анемоны Цикламены

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments