hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

Загадочная история Ханоха (Еноха в христианских переводах) из Берешит 5:23-24 не могла не привлечь к себе пристальное внимание.

23. Всех дней Ханоха было триста шестьдесят пять лет. 24. Ханох ходил перед Богом, и не стало его, потому что Бог его взял.


Среди десяти поколений между Адамом и Ноахом Ханох единственный, живший не девятьсот с лишним, а всего лишь триста шестьдесят пять лет (и число-то интересное), и единственный, про кого не сказано "и жил... и умер", а вместо этого загадочное "и не стало его, потому что Бог его взял". Да еще и "ходил перед Богом" сказано только про него и про Ноаха.

Поэтому неудивительно, что Енох был привлекательной фигурой для разнообразных агадот. В книге Бен Сиры (44:15) говорится:

Енох угодил Господу и был взят на небо, — образ покаяния для всех родов.

И еще (49:16):

Не было на земле никого из сотворенных, подобного Еноху, — ибо он был восхищен от земли.

Еще до разрушения Храма крайне популярна была апокрифическая Книга Еноха. Она была известна отцам церкви, но в полном виде дошла до нас только на гезском языке, в христианской эфиопской Библии она включена в канон. Уже после того, как она была опубликована на европейских языках, были найдены ее фрагменты по-гречески в Египте и на иврите и арамейском в Кумране.

Другая, не связанная с первой книга Еноха сохранилась только на церковнославянском языке.

В христианских книгах Енох упоминается дважды. В Послании к Евреям 11:5 говорится:

Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его.

А послание Иуды (1:14) не только говорит о Енохе, но прямо цитирует  книгу Еноха:

О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: "се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих"

Таким образом, и в литературе времен Храма, и в христианской образ Еноха понятен: он праведник, за раскаяние (Бен Сира) или веру (Евр.) взятый живым на небо. Особую роль играет то, что он - седьмое поколение от Адама.

Другая точка зрения, которая появляется в литературе хазаль, с самого начала формулируется как полемика с христианами.

Спросили миним (христиане) р. Абаhу: мы не находим <в Писании> смерти Ханоха. Спросил он: почему? - Сказано здесь "забрал" и сказано про Элияhу "забрал".

<имеется в виду стих Млахим 2:2:3:

И вышли к Элише сыны (ученики) пророков, которые в Бэйт-Эле, и сказали ему: знаешь ли ты, что Господь берет сегодня господина твоего от главы твоей? И сказал он: знаю и я, молчите.>

Сказал <р. Абаhу>: из слова "забрал" вы учите? Здесь сказано "забрал" и в Ехезкель 24:16 сказано:

Сын человеческий, вот Я забираю у тебя усладу глаз твоих поражением <далее говорится о смерти жены пророка>

В том же мидраше:

Сказал р. Ошайя: Ханох не был в списке праведников, а был в списке злодеев. Сказал р. Айбу:  Ханох был ханаф (=лицемер). Иногда - праведник, иногда - злодей. Сказал Всевышний: заберу его, пока он праведник.

Таким образом, три почти современника (начало-середина 4-го в.) вместе борются за то, чтобы снизить образ Еноха. Причем про одного явно сказано, что он это делает в полемике с христианами.

(Справедливости ради надо сказать, что в том же мидраше еще выступает р. Йоси, который тоже убеждает некую матрону, что из писания невозможно вывести, что Ханох не умер). Казалось бы, какая связь между Енохом и христианами? Почему хазаль было так важно снизить его образ? Было ли дело в апокрифической книге, от которой персонажа уже было трудно оторвать? Но и для христиан эта книга не так уж важна, и не сохранилась нигде, кроме как у эфиопов.

Мне кажется, что борьбу с Енохом надо рассматривать в контексте разнообразных мидрашей, направленных на снижение образа нееврейских праведников: так, Ноах ниже Авраама, про Ноаха сказано "с Богом ходил Ноах", а Аврааму Бог говорит "ходи предо мною". Косвенно, это касается и Еноха, про него тоже сказано "с Богом ходил Ханох". Так же, Малкицедек оказывается не священником какого- то загадочного чина, более древнего, чем Аарон, а Шемом - предком евреев, уступившим священнический чин представителю своей семьи. И Авель оказывается не чистой жертвой, а равной стороной в конфликте с Каином, спорящим то ли из-за имущества, то ли из-за женщины.

Как бы то ни было, образ Еноха, вознесшегося на небо, казалось бы, разбитый мидрашами, вдруг оживает в более позднюю эпоху, когда актуальность полемики снижается. В малом трактате Дерех Эрец 1:18 говорится:

Девять вошли в рай живыми, и вот они: Ханох, Элияhу, и Машиах (?), и Элиэзер раб Авраама, и Эвед Мелех Куши, и Хирам царь Тира, и Яавец внук р. Йеhуды Несия, и Серах дочь Ашера, и Батья дочь фараона, а некоторые говорят - вышел Хирам царь Тира, и вошел вместо него р. Йеhошуа бен Леви.

Еще дальше идет Таргум псевдо-Йонатан:

... и был взят на небо по слову Всевышнего и стало его имя Метатрон, главный софер.

Таким образом, по поздном мидрашам, Енох превратился в ангела.



Tags: ТаНаХ, еврейская история, мидраш
Subscribe

  • (no subject)

    Слово "злобожадный" забанено в Гугле.

  • (no subject)

    Есть такое поселение - Йитав. Когда-то это был кибуц, и название его - аббревиатура, честь Ицхака Табенкина. Но постепенно кибуц вымер, а в поселении…

  • (no subject)

    Йевамот 63а Жена Рава вечно изводила его. Попросит ее проготовить чечевицу - приготовит хумус. Попросит приготовить хумус - приготовит чечевицу.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • (no subject)

    Слово "злобожадный" забанено в Гугле.

  • (no subject)

    Есть такое поселение - Йитав. Когда-то это был кибуц, и название его - аббревиатура, честь Ицхака Табенкина. Но постепенно кибуц вымер, а в поселении…

  • (no subject)

    Йевамот 63а Жена Рава вечно изводила его. Попросит ее проготовить чечевицу - приготовит хумус. Попросит приготовить хумус - приготовит чечевицу.…