hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

Римский папа Эльханан

История про рабби Шимона Великого, который жил в городе Магенца [=Майнц] около реки Рейнос. В его доме висели три зеркала, и в них он видел все, что было, и все, что произойдет в будущем. А когда он умер, из изголовья его могилы забил источник.





Этот р. Шимон был большим человеком, а у него был маленький сын по имени Эльханан. И было однажды, в Шаббат, пришла нееврейка растопить им печь, как она делала в каждый Шаббат, и увидела, что р. Шимона и его жены нет дома, потому что они ушли в синагогу молиться, и только служанка осталась с ребенком. И взяла [нееврейка] ребенка и вышла с ним. Служанка видела это, но не заподозрила ничего плохого, а подумала, что она взяла ребенка поиграть и скоро вернет.

Но изменница не вернулась, а уносила все ребенка дальше и дальше, и ввела его в Новый завет, и благословилось ее сердце, ибо хорошую жертву принесла своему богу, как думали в те дни все христиане. А когда вернулись р. Шимон и его жена из синагоги, не застали дома служанку, ибо увидела она, что та женщина не спешит вернуть ребенка, и пустилась в погоню. Но не смогла она их найти и вернулась в дом р. Шимона в великом страхе, страшно вопя и рыдая. И сказал р. Шимон: "Что это за вопль?! Скажи, что случилось!" И сказала служанка: "Господин мой, рабби! Женщина, которая топит печь по Шаббатам, похитила ребенка, и я не знаю, куда она скрылась и куда спрятала ребенка" И поспешил р. Шимон, и его жена, и служанка, и разыскивали повсюду, и все напрасно - ребенок исчез, и нет его. И подняли родители ребенка голос, и заплакали, и возопили от страшной боли.

И р. Шимон проводил дни и ночи в посте, чтобы истязать свою душу, и молился Всевышнему, чтобы Он вернул ему сына, но молитва осталась безответной: не пожелал Всевышний раскрыть р. Шимону место, где скрывался ребенок.

А ребенка отдали бритоголовым, и они вырастили его и обучили, и стал он великим ученым, ибо сердце его было широко, как сердце р. Шимона. А ребенок переходил из одной школы мудрости в другую, и так он поднимался все выше и выше и дошел до Рима. Там он продолжил учиться, и изучил множество языков, и мудрость и слава его росли изо дня в день, пока не поднялся он до кардинала. Имя его разошлось по всей земле, и все славили его за мудрость, красоту, и за служение.

В то время умер папа, и не нашлось кардинала, который бы мог сравниться в мудрости и учености с этим новым кардиналом и занять место умершего папы. И выбрали его и посадили на папский престол.

Но сердце его соблазнилось богатством и славой, и не хотел он покинуть все свое величие и возвратиться к отцу, матери и Богу, но теперь, когда он воцарился над всеми христианами, возжаждал он увидеть лицо своего отца, и решил в своем сердце хитростью привести его в Рим. И решил он написать послание hегемону в Магенце, ибо все hегемоны находятся в его подчинении, и велеть ему запретить евреям соблюдать святой Шаббат, и обрезать плоть сыновьям, и женам окунаться в воду и очищаться от нечистоты.

Сказал он: если услышат евреи о таком указе, нападет на них ужас и страх, и поспешат они послать самых великих из своей среды, чтобы умолили они отменить страшный указ, и нет сомнения, что мой отец окажется во главе их.

Как он задумал,  так и поступил. Послал он послание hегемону Магенцы, чтобы тот созвал всех евреев и зачитал от имени папы этот указ, не подлежащий обжалованию. И испугались евреи, и принялись умолять hегемона, чтобы он отвратил от них эту беду. И сказал он: "Не умоляйте меня, ибо это не в моих силах. Вот письмо от самого папы, и коротка моя рука, чтобы вас спасти. А если вы хотите просить милости, то вот вам мой совет: пошлите ученых и важных людей в Рим, и падите на лицо свое, и умолите папу отменить страшный указ.

И евреи Магенцы обратились к Всевышнему тшувой, молитвой и цдакой, а затем выбрали двух раввинов, и р. Шимона Великого поставили во главе их, и послали их в Рим, говоря: "Может быть, Господь совершит чудо и склонит сердце папы к добру". А между тем продолжали они обрезать сыновей, и не соблюдали указа, ибо hегемон соблаговолил позволить им делать это в тайне, пока не вернутся посланцы.

И встали трое выбранных и отправились в Рим. И там стали советоваться с евреями, что можно сделать с этим ужасным делом. И, когда услышали евреи Рима об этом деле, удивились они, и сказали: "Кто поверит этому! Никогда не было папы, который бы был так хорош к евреям. Евреи - его советники и доверенные люди. И он всегда играет с ними в шахматы.  Как же может его сердце неожиданно обратиться к ненависти?! " И сказали еще: "Не может быть, чтобы такой указ вышел от папы. Наверно, выдумал его hегомон из ненависти к евреям Магенцы."

И показал им р. Шимон Великий послание папы и его подпись, и поняли они, что это правда, и сказали: "Видно, разгневался на вас Господь и склонил папу к этому указу". И тоже постились и умножили молитву и цдаку.

А руководители общины Рима пошли к кардиналу, который каждый день являлся пред очи папы, и умоляли его за евреев Магенцы. И сказал он  им: "Вы весь знаете, что папа написал указ  и послал его к hегемону Магенцы. Что я могу сделать?!" И пообещал им поддержать их. И велел им написать письмо, а он передаст папе письменную просьбу. И так они и сделали.

И было, когда папа прочитал их просьбу и узнал, кого прислали из Магенцы, велел он их привести перед его лицо. И пришел р. Шимон с двумя раввинами к главному кардиналу. И тот доложил папе, что явились евреи по его приказу и хотят с ним говорить.

И сказал папа: "Пусть войдет главный из них и предстанет предо мной". И пошел р. Шимон, старший из них, а вид его, как вид ангела Бога Воинств, и при виде папы встал р. Шимон на колени и поклонился ему. А папа сидел и играл в шахматы с одним кардиналом. И увидев р. Шимона на коленях, испугался папа, велел ему встать, усадил в кресло и велел подождать до конца игры, ибо узнал он отца своего с первого взгляда, а отец его не узнал.

И было, когда папа закончил игру, сказал он: "В чем твоя просьба?". И горько заплакал р. Шимон, и рассказал ему свою просьбу, и снова хотел припасть к ногам папы, но не дал он ему. И сказал ему папа: "Я услышал твою просьбу и она вошла мне в уши. Много доносов получал я на евреев Магенцы, потому и издал этот указ"

И продолжил папа разговор, и начал спорить с р. Шимоном с большой остротой, так что р. Шимон едва находил ответы. И поражался р. Шимон, видя такую широту сердца у нееврея, так что, если кому рассказать, не поверили бы. Так  провели они полдня в острых спорах, пока не сказал ему папа: "Я вижу, что ты большой ученый. Вот, каждый день приходят ко мне евреи играть в шахматы. Вот и ты, садись и сыграй со мной партию, а просьба твоя не останется без ответа"

А р. Шимон был большим мастером этой игры, какого не сыщешь на всей земле. Но, несмотря на это, победил его папа. И потом стали они говорить о вере, и услышал р. Шимон от папы глубокие и удивительные вещи, и было это чудом в его глазах.

В конце разговора с плачем повторил р. Шимон свою просьбу. И сказал папа: "Пусть все выйдут отсюда!". Вышли все, и упал папа на шею р. Шимону и сказал: "Отец, отец, разве ты не узнаёшь меня?" И смутился р. Шимон и спросил: "Откуда мог быть знаком с Вашим святейшеством?" И спросил его папа: "Отец! Разве не пропал у тебя сын в дни твоей молодости?" И испугался р. Шимон и сказал: "Было, как ты говоришь." И сказал папа: "Я - тот сын, которого украла нееврейка в Шаббат! Не знаю, за какой грех пришла к тебе эта беда, но точно знаю, что это пришло от Бога, и душа моя жаждала увидеть твое лицо, потому и издал я этот указ, ибо знал, что тебя пришлют евреи, и теперь я отменяю указ, да будет вам мир. Но скажи мне, отец, есть ли для меня раскаяние, и очистит ли меня Отец небесный?" И ответил р. Шимон: "Сын мой! Откинь эту тревогу со своего сердца. Ведь тебя заставили, и ребенком ты был похищен от своего отца и от своей веры". "Но отец", - продолжил сын, - "ведь я с давних пор знал, что родился евреем, но продолжал жить среди народов. Богатство и высокое положение мешали мне вернуться к Богу истины, пожелает ли Он простить меня?" И ответил р. Шимон: "Ничто не устоит перед раскаянием!"

"А теперь", - сказал папа, - "возвращайся с миром и передай мое послание к hегемону, и он оставит вас в покое. Только сохрани наш разговор в тайне, и через немного дней я приду к тебе в Магенцу. Но прежде, чем я оставлю свое место, сделаю добро для евреев".

И вернулся р. Шимон к своим друзьям и к евреям Рима, и показал им послание папы об отмене указа, и они радовались. А потом вернулся он в свой город и передал указ hегемону, и у евреев города была радость и веселье. А жене он открыл секрет, что их пропавший сын - теперь папа, и рыдала она и не могла утешиться. Но он сказал ей: "Молчи и не страдай, ибо очень скоро будет наш сын в этом доме".

А папа написал книгу, отрицающую их веру, и оставил ее под спудом, и велел, чтобы всякий папа после него прочел ее. А сам собрал богатства и тайно скрылся в Магенце и вернулся к Богу Израиля в простоте и истине и стал евреем, важным человеком в глазах всего народа. А в Риме никто не знал, куда он пошел и что с ним стало.

Р. Шимон посвятил этому свой пиют "Эль ханан нахалато..." [от имени Эльханан], который вошел в службу второго дня Рош hаШана [у нас он не входит].



А есть такие, кто утверждает, что по стилю игры в шахматы р. Шимон сразу узнал своего сына.

Эта история существует во многих версиях. По другим версиям, папа публично выступил с опровержением христианства и бросился с башни. Здесь я привел ее, как она выглядит в издании "Бейт Мидраш" Аарона Елинека, о котором я недавно писал.

Р. Шимон из Майнца - реальное историческое лицо, автор многих пиютов, жил примерно около 1000 г. Рукописи, содержащие эту историю, датируются 14-нач. 16 вв. Более поздний вариант этой истории появляется в книге Майсе-Бух на идиш, вышедшей в Базеле в 1602 г. Там у папы появляется имя Андреас.

Говорят, что эта история, возможно, связана с антипапой Анаклетом II (12 в.), противники которого обвиняли его в еврейском происхождении.





Tags: еврейская история, литература, мидраш
Subscribe

  • "Поднимите мне веки"

    Вся история из Баба Кама 117а выглядит вот так: Один человек хотел показать властям, где у его товарища [т.е. другого еврея] хранится сено. Пришел…

  • (no subject)

    А знаете, что в Бава Кама 117а р. Йоханан просил "Поднимите мне веки!"? Но и это, вроде, не первоисточник. Первоисточником была персидская история…

  • (no subject)

    Наси - титул на иврите, означающий начальника, но не монарха. В современном иврите - президент. Такой титул носил раббан Гамлиэль. И вот, в Таанит…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments