hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

Гермамия шель Эдом

Очень известное место в Мегила 6a-b:

Сказал р. Ицхак: Что сказано в стихе Тhилим 140:9 (139:9 в христианской нумерации):

Господи, не дай сбыться мечтам преступника, не дай осуществиться замыслам его, чтобы нечем было гордиться ему! Сэла!

[Обратим внимание, что вместо "не дай осуществиться замыслам его" можно перевести и "не убирай его намордника", Раши предлагает оба варианта]



Сказал Яаков: Властитель мира! Не дай Эсаву-злодею того, чего жаждет его сердце! "Не убирай его намордника" - это Гермамия шель Эдом [я бы перевел, как Гермамия (Германия) для Эдома (то есть для Рима)]. Ибо, если бы не они, вышли бы они и разрушили весь мир. Сказал р. Хама бар Ханина: триста увенчанных коронами есть в Гермамия шель Эдом, и триста шестьдесят пять марзбанов есть в Риме.

[Марзбан или марзпан - персидское слово, означающее "начальник пограничной области", аналогичное и, похоже, однокоренное с тем, как в средневековой Европе пограничная область называлась "марка", а ее начальник - "маркграфом" или "маркизом"].

И каждый день выходят одни навстречу другим и убивают одного из них. И мешают им поставить царя.

Я сознательно сгладил в переводе углы, чтобы не возникало сомнения, что это Гермамия мешает Эдому разрушить мир. Чтобы окончательно в этом убедиться, сравним с параллельным местом в Берешит Раба Ваишлах 75:

… не дай сбыться мечтам преступника, не дай осуществиться замыслам его, чтобы нечем было гордиться ему! Сэла!

Сказал <Яаков>: Властитель мира! Не дай Эсаву-злодею того, о чем мыслит его сердце! Сказал он ему: Владыка мира! Сделай намордник Эсаву, чтобы не было полным его торжество! Что же за намордник сделал всевышний Эсаву-злодею? Сказал р. Хама бар Ханина: это жители Барбарии и Германии, которых боятся эдомитяне.

Использование в Вавилонском Талмуде персидского (и, вроде бы, более позднего) термина марзбан не должно затенить тот факт, что высказывание в обоих случаях атрибутировано р. Хаме бар Ханина, то есть имеет четкую временную привязку: середина 3-го века.

Упоминание Барбарии во втором отрывке помогает привязать с точностью до нескольких лет:  многочисленные столкновения с франками и аллеманами и одновременные восстания в Мавретании (257-259 гг.) при Галлиене. Пока Галлиен усмирял германцев на Западе, его отец Валериан воевал с персами на Востоке, и в 260 г. был разбит Шапуром I и взят в плен.

То есть высказывание р. Хамы: "хорошо, что есть германцы, которые мешают Риму разрушить мир" надо понимать как про-Сасанидское. В этот горячий период евреям, разделенным между двумя сверхдержавами, несколько раз приходилось решать грустный вопрос, какая из них хуже.

До 220-х годов всё было однозначно (Гиттин 17а):

Сказал р. Хия: сказано (Иов 28:23) «Бог понимает путь его и знает место его» - знал Всевышний, что не выдержал бы Израиль преследования эдомитян, и отправил их в изгнание в Вавилон.

Но потом декорации резко переменились: в 222 г. императором стал Александр Север, друживший с евреями и с домом Рабби.

А в Персии на место парфян в 224 г. пришли хабры - фанатики-зороастрийцы Сасаниды. "Пропал калабуховский дом Развязалась коробка, " - сказал Рав, когда узнал о гибели последнего парфянского царя Артабана (Ав. Зара 11а). А в Израиле р. Йоханан, узнав о приходе хабров, не мог утешиться, пока не услышал, возможно, через много лет, что они берут взятки (Йевамот 63b). Хабры ввели множество унизительных запретов для евреев: запретили есть мясо, пользоваться банями, хоронить в земле мертвых. В свои праздники огня они изымали все светильники.

Когда отобрали светильник у Раба бар бар Хана, он сказал (Гиттин 16b-17a):

- Всемилостивый. Или забери нас под свою тень, или под тень сыновей Эсава

А как же р. Хия, спрашивает Гемара. То - до прихода хабров, а это - после, следует ответ.

Но проходит 15 лет, и декорации вновь меняются. В 235 г. убивают Александра Севера, и в Римской империи начинается период, называемый кризисом третьего века, когда в течение 50 лет сменилось 20-25 разных претендентов на престол.

А в Персии в 240 или 242 г. приходит Шапур, у которого устанавливаются дружеские отношения с евреями.



Tags: гемара, еврейская история
Subscribe

  • (без темы)

    По мотивам одной лекции по географии, навеяно постом уважаемого o_aronius. По имеющимся у авторов сведениям, на карте, которая свела с…

  • (без темы)

    По Интернету ходит цитата из Булгакова: " Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре"…

  • (без темы)

    В ПУТЬ-ДОРОЖКУ ДАЛЬНЮЮ Музыка М. Блантера Слова С. Острового В путь-дорожку дальнюю я тебя отправлю, Упадет на яблоню спелый цвет зари. Эх! Подари…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments