Scrofula, или по-французски écrouelles - кожная форма туберкулеза. Тут путаница с названиями: по-русски эту болезнь называют золотухой, но золотухой же называют и невинный детский диатез. Само слово scrofula - уменьшительное от scrofa - свиноматка, от того, что болезнь придает человеку свинский вид: страшные незаживающие язвы.
На популярность исцелений накладывались, разумеется, разнообразные политические мотивы и наслоения. Так, в большом конфликте между светской и церковной властью во время Григория VII - церковь скептически относилась, вообще к божественному праву королей, в частности, к их помазанию. Правда, Григорий VII занимался в основном империей, Франция была за пределами его интересов, а исцеляли исключительно французские короли.
Во время Столетней войны английские короли, оспаривающие законность французских, приводили такие доводы: мол, если он законный король, пусть войдет в клетку ко льву или исцелит золотушного. Слабо?
При исцелении король давал исцеленному еще милостыню - небольшую серебряную монетку. Но в Англии, во время войны Алой и Белой розы, две династии должны были доказывать свою законность. Соответственно, они конкурировали за золотушных.
Отсутствие монополии сыграло свою роль, невидимая рука рынка сделала свое дело, и размер милостыни резко вырос до специально чеканенной золотой монеты - ангела. С тех пор так это и было в Англии, а во Франции короли продолжали давать серебряную монетку.
В 16 в. вера в способность королей была повсеместной. Понятно, что появились сочинения, относившие первые исцеления к Хлодвигу. Генрих IV, однажды, после исцеления золотушных (он их проводил регулярно) устроил публичный диспут между учеными: действительно ли королевский дар был еще у Хлодвига, или появился у французских королей значительно позже. Действительно, наверное, Генрих IV был лучшим королем.
Последний раз исцеление происходило во Франции в 1825 г. Карл Х, сменивший Людовика ХVIII, решил восстановить многие старые монархические обычаи. Он короновался и был помазан в Реймском соборе. Надо сказать, что понимание того, что готические соборы красивы, отсутствовало в 18-начале 19 в. Это уже потом Гюго породил интерес к готике "Собором Парижской Богоматери". А в начале 19 в. эти гигантские сооружения, стоявшие во всех городах, воспринимались как нелепые остатки средневековья. Соответственно, коронование в Реймском соборе современники воспринимали как возврат к средневековью. Одновременно Карл Х решил выплатить компенсации семействам, потерявшим имущество в Революцию. Общая стоимость компенсаций составляла почти 1 млрд. франков, и деньги на это были получены за счет снижения учетной ставки государственного займа с 5 до 3%.
Карл Х восстановил и дореволюционный закон о смертной казни с предварительным отрубанием правой руки за святотатство. Хотя закон этот ни разу не был применен, он возмущал современников едва ли не сильнее, чем реституция. Он был отменен немедленно после революции 1830 г.
Оказалось, что в том же пакете старинных королевских обычаев находится и исцеление золотушных. И сразу после коронации, Карл Х, уже сам не веривший в чудодейственное исцеление, пошел в сопровождении врача в Hospice Saint-Marcoul и там наложил руки на 127 больных. Врач скрупулезно записал результаты: исцелилось из них 5.