В "Театральном романе" описаны три литературных вечеринки. Первые две - когда Максудов читает свой роман сослуживцам, а затем и присоединившимся к ним литераторам.
На третьем вечере появился новый человек. Тоже литератор - с лицом злым и мефистофельским, косой на левый глаз, небритый. Сказал, что роман плохой, но изъявил желание слушать четвертую, и последнюю, часть. Была еще какая-то разведенная жена и один с гитарой в футляре. Я почерпнул много полезного для себя на данном вечере. Скромные мои товарищи из "Пароходства" попривыкли к разросшемуся обществу и высказали и свои мнения.
<..>
Четвертое, и последнее, чтение состоялось не у меня, а у молодого литератора, искусно сочинявшего рассказы. Здесь было уже человек двадцать, и познакомился я с бабушкой литератора, очень приятной старухой, которую портило только одно - выражение испуга, почему-то не покидавшее ее весь вечер. Кроме того, видел няньку, спавшую на сундуке.
Роман был закончен. И тут разразилась катастрофа. Все слушатели, как один, сказали, что роман мой напечатан быть не может по той причине, что его не пропустит цензура.
Я впервые услыхал это слово и тут только сообразил, что, сочиняя роман, ни разу не подумал о том, будет ли он пропущен или нет.
Начала одна дама (потом я узнал, что она тоже была разведенной женой). Сказала она так:
- Скажите, Максудов, а ваш роман пропустят?
Меня еще с детства занимал вопрос: почему Булгаков так настойчиво упоминает разведенных жен? Неужто в 1924 г. это его шокировало ?!
И тут я нашел возможную разгадку. Она - в третьей литературной вечеринке, посвященной возвращению в Россию Измаила Александровича Бондаревского (=А.Н.Толстого)
...вечером я отправился на вечеринку, организованную группой писателей по поводу важнейшего события - благополучного прибытия из-за границы знаменитого литератора Измаила Александровича Бондаревского.
<..>
Я оглянулся - новый мир впускал меня к себе, и этот мир мне понравился. Квартира была громадная, стол был накрыт на двадцать пять примерно кувертов; хрусталь играл огнями; даже в черной икре сверкали искры; зеленые свежие огурцы порождали глуповато-веселые мысли о каких-то пикниках, почему-то о славе и прочем. Тут же меня познакомили с известнейшим автором Лесосековым и с Тунским - новеллистом. Дам было мало, но все же были.
Одна всё же была - это была Л.Е.Белозерская, вскоре вышедшая замуж за Булгакова. Они познакомились на этой самой вечеринке. В жизни порядок событий немного отличался от "Театрального романа". Вечеринка в честь приезда Толстого была в начале января 1924 г. А куски из романа Булгаков читал в конце февраля-начале марта 1924 г. Именно в это время он повстречался на улице с Белозерской, и та собщила ему, что разводится с мужем.
В моей личной жизни наступило смутное время: я расходилась с первым мужем и временно переехала к родственникам моим Тарновским. С Михаилом Афанасьевичем встретилась на улице, когда уже слегка пригревало солнце, но еще морозило. Он шел и чему-то своему улыбался. Я рассказала ему о перемене адреса и изменении в моей жизни.