Епифаний Кипрский – христианский писатель еврейского происхождения, живший в 4 веке. Он написал книгу «Панарион» - по-гречески «шкатулка с лекарствами <от сектантства>» - описание разнообразных сект. Описание довольно фантастическое и путаное (например, описывая греков, он смешивает пифагорейцев и перипататиков), но довольно много интересного можно узнать.
Так, он подробно описывает самаритян (утверждает, что гора Гризим в действительности за Иорданом) и сообщает о сектах самаритян, празднующих Песах осенью, а, соответственно, Суккот – весной.
Некоторые секты у него дублируются – он описывает иудео-христианскую секту Назореев (Ναζωραῖοι), происходящую от Иессеев (Ἰεσσαῖοι) – последние, по его мнению, происходят от имени Иессей – Ишай по-нашему. В то же время, среди собственно иудейских сект он описывает Насареев (Νασαραῖοι) и родственную им секту Оссеев (Ὀσσαῖοι). Чтобы еще сильнее запутать, среди самаритянских сект у него встречаются Ессены (Ἐσσηνοί).
В отличие от Иосифа Флавия, описывающего саддукеев, фарисеев, и ессеев, он описывает семь иудейских сект, бывших во времена Храма:
1. Саддукеев
2. Книжников
Они были истолкователями преданий, как наставники в каком-то книжном знании; в ином поступали по-иудейски, но вводили излишнее некое ухищренное истолкование, жили не по Закону только, но делали и нечто лишнее, соблюдали омовение кружек и чаш, блюд и других домашнего употребления сосудов, как будто по расположению к особенной чистоте и святости; они часто моют руки, часто обтираются после каких-то очищений в воде и купелях …
Преданий же было у них четыре рода: одни от имени пророка Моисея; другие от имени учителя их так называемого Акибы, или Бар-Акибы; иные же от имени Адды, или Анны, иначе Иуды; и еще иные от имени сынов Асамонеиных. Из этих четверояких преданий почерпнуто все, что принято у них в закон как признанное мудрым, но большая часть, не отличающаяся мудростью, восхваляется и славится, провозглашается и распространяется всюду как достойное предпочтения учение.
3. Фарисеев - то же, что предыдущие, но более склонные к аскетизму и, с другой стороны, к астрологии.
4. Гемеробаптистов (Ἡμεροβαπτιστοι)
…ересь гемеробаптистов, не отличающаяся от других, а держащаяся одинакового образа мыслей с книжниками и фарисеями, но не сходная с ересью саддукеев не только в учении о воскресении мертвых, но и в неверии в другие догматы. Но ересь сия приобрела ту особенность, что, по оной, весною и осенью, зимою и летом должно ежедневно креститься <окунаются в микву> в воде, от чего еретики сии и получили название гемеробаптистов. Ибо ересь учит, что не возможно иначе как-либо и жить человеку, если не будет он каждый день креститься в воде, омывая и очищая себя от всякой вины.
5. Уже упомянутых насареев.
Родом они иудеи и вышли из Галаадитиды и Басанитиды и из стран, лежащих за Иорданом, как говорится в дошедшем до нас сведении. Происходя из самого Израиля, ересь во всем иудействует, не принимая почти никаких больше мнений, кроме сказанных доселе. Ибо обрезание содержит так же, как и другие, субботу ту же хранит, соблюдает те же праздники, но не допускает ни рока, ни астрономии. Хотя принимает отцов, поименованных в Пятикнижии от Адама до Моисея, сделавшихся славными по доблестному богочестию, разумею Адама, Сифа, Еноха, Мафусала, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Левия, Аарона и Иисуса Навина, но не принимает самого Пятикнижия; признает Моисея, верит, что дано ему законоположение, но говорит. что дано не это, которое в Пятикнижии, а другое. Посему, будучи иудеями, [назареи] хранят все иудейское, но не заколают жертв, не употребляют в пищу одушевленного; напротив того, не позволительно у них вкушать мяса или приносить их в жертву. Ибо, говорят, книги сии подделаны, и отцам ничего этого не было известно.
6. Оссеев.
<их основатель> чувствует отвращение от девства, ненавидит воздержание, принуждает к браку. Вводит же какое-то мечтательное сочинение, как бы под именем апокалипсиса. Учит быть лицемерами, сказав, что нет греха, если придется во время наставшего гонения поклониться идолам, только бы поклонение было не по совести, и исповедуемое устами, не было в сердце.
7. И, наконец, иродиан.
Они не имели ничего отличного от других, но всецело были иудеи недеятельные и лицемерные. Ирода же признавали они Христом <Машиахом>, тем самым, который представлен ожидаемым во всех писаниях Закона и пророков; сим-то Христом признавая Ирода и обманутые сею мыслию, хвалились они Иродом, и, тщеславясь тогдашним своим царем, в пользу его толковали сказанное в следующем изречении: «не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, доколе не придет».
Шаббат Шалом.