hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

Об иудейских сектах

Епифаний Кипрский – христианский писатель еврейского происхождения, живший в 4 веке. Он написал книгу «Панарион» - по-гречески «шкатулка с лекарствами <от сектантства>» - описание разнообразных сект. Описание довольно фантастическое и путаное (например, описывая греков, он смешивает пифагорейцев и перипататиков), но довольно много интересного можно узнать.
 
Так, он подробно описывает самаритян (утверждает, что гора Гризим в действительности за Иорданом) и сообщает о сектах самаритян, празднующих Песах осенью, а, соответственно, Суккот – весной.
 
Некоторые секты у него дублируются – он описывает иудео-христианскую секту Назореев (Ναζωραοι), происходящую от Иессеев (εσσαοι) – последние, по его мнению, происходят от имени Иессей – Ишай по-нашему. В то же время, среди собственно иудейских сект он описывает Насареев (Νασαραοι) и родственную им секту Оссеев (σσαοι). Чтобы еще сильнее запутать, среди самаритянских сект у него встречаются Ессены (σσηνοί).
 
В отличие от Иосифа Флавия, описывающего саддукеев, фарисеев, и ессеев, он описывает семь иудейских сект, бывших во времена Храма:
 
1.         Саддукеев
 
2.         Книжников
 
Они были истолкователями преданий, как наставники в каком-то книжном знании; в ином поступали по-иудейски, но вводили излишнее некое ухищренное истолкование, жили не по Закону только, но делали и нечто лишнее, соблюдали омовение кружек и чаш, блюд и других домашнего употребления сосудов, как будто по расположению к особенной чистоте и святости; они часто моют руки, часто обтираются после каких-то очищений в воде и купелях …
 
Преданий же было у них четыре рода: одни от имени пророка Моисея; другие от имени учителя их так называемого Акибы, или Бар-Акибы; иные же от имени Адды, или Анны, иначе Иуды; и еще иные от имени сынов Асамонеиных. Из этих четверояких преданий почерпнуто все, что принято у них в закон как признанное мудрым, но большая часть, не отличающаяся мудростью, восхваляется и славится, провозглашается и распространяется всюду как достойное предпочтения учение.
 
3.         Фарисеев - то же, что предыдущие, но более склонные к аскетизму и, с другой стороны, к астрологии.
 
4.         Гемеробаптистов (μεροβαπτιστοι)
 
…ересь гемеробаптистов, не отличающаяся от других, а держащаяся одинакового образа мыслей с книжниками и фарисеями, но не сходная с ересью саддукеев не только в учении о воскресении мертвых, но и в неверии в другие догматы. Но ересь сия приобрела ту особенность, что, по оной, весною и осенью, зимою и летом должно ежедневно креститься <окунаются в микву> в воде, от чего еретики сии и получили название гемеробаптистов. Ибо ересь учит, что не возможно иначе как-либо и жить человеку, если не будет он каждый день креститься в воде, омывая и очищая себя от всякой вины.
 
5.         Уже упомянутых насареев.
 
Родом они иудеи и вышли из Галаадитиды и Басанитиды и из стран, лежащих за Иорданом, как говорится в дошедшем до нас сведении. Происходя из самого Израиля, ересь во всем иудействует, не принимая почти никаких больше мнений, кроме сказанных доселе. Ибо обрезание содержит так же, как и другие, субботу ту же хранит, соблюдает те же праздники, но не допускает ни рока, ни астрономии. Хотя принимает отцов, поименованных в Пятикнижии от Адама до Моисея, сделавшихся славными по доблестному богочестию, разумею Адама, Сифа, Еноха, Мафусала, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Левия, Аарона и Иисуса Навина, но не принимает самого Пятикнижия; признает Моисея, верит, что дано ему законоположение, но говорит. что дано не это, которое в Пятикнижии, а другое. Посему, будучи иудеями, [назареи] хранят все иудейское, но не заколают жертв, не употребляют в пищу одушевленного; напротив того, не позволительно у них вкушать мяса или приносить их в жертву. Ибо, говорят, книги сии подделаны, и отцам ничего этого не было известно.
 
6.         Оссеев.
 
<их основатель> чувствует отвращение от девства, ненавидит воздержание, принуждает к браку. Вводит же какое-то мечтательное сочинение, как бы под именем апокалипсиса. Учит быть лицемерами, сказав, что нет греха, если придется во время наставшего гонения поклониться идолам, только бы поклонение было не по совести, и исповедуемое устами, не было в сердце.
 
7.         И, наконец, иродиан.
 
Они не имели ничего отличного от других, но всецело были иудеи недеятельные и лицемерные. Ирода же признавали они Христом <Машиахом>, тем самым, который представлен ожидаемым во всех писаниях Закона и пророков; сим-то Христом признавая Ирода и обманутые сею мыслию, хвалились они Иродом, и, тщеславясь тогдашним своим царем, в пользу его толковали сказанное в следующем изречении: «не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, доколе не придет».
 
 


Шаббат Шалом.
Tags: еврейская история
Subscribe

  • (no subject)

    Что общего между Аманом и Берией? 1. Он казнен по ложному обвинению. 2. Обвинение включало в себя sexual abuse.

  • (no subject)

    Знаете известного антисемита Проханова? Оказывается, его дед, тоже Александр, был лидером молокан, обучался в Париже медицине и еще на каком-то…

  • (no subject)

    Забавно. Монтень в " О каннибалах" описывает быт бразильских индейцев. Он ими очень интересуется, знает о них от некого человека, видимо,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • (no subject)

    Что общего между Аманом и Берией? 1. Он казнен по ложному обвинению. 2. Обвинение включало в себя sexual abuse.

  • (no subject)

    Знаете известного антисемита Проханова? Оказывается, его дед, тоже Александр, был лидером молокан, обучался в Париже медицине и еще на каком-то…

  • (no subject)

    Забавно. Монтень в " О каннибалах" описывает быт бразильских индейцев. Он ими очень интересуется, знает о них от некого человека, видимо,…