У Дарвина был старый друг, священник Джон Броуди-Иннес.
Уже в старости, Дарвин, представляя гостям своего друга, говорил:
Броуди и я - близкие друзья вот уже 30 лет. Рассуждая о разных предметах, мы никогда не оказывались согласны, за исключением одного раза; а тогда мы посмотрели друг на друга и подумали, что, по-видимому, один из нас серьезно болен.

Броуди-Иннес
В 1878 г. Броуди был на церковном съезде. Нападки на Дарвина были вполне популярны, и Броуди пришлось объяснять, как это ему удается дружить с таким исчадием. Он объяснил:
Я удостоился близкой дружбы с одним из первых естествоиспытателей Европы. Он - очень аккуратный наблюдатель и никогда не делает утверждений, не исследовав факты самым тщательным образом. Он - человек безупречной морали, и его тщательность в поисках истины больше, чем у почти всех известных мне людей. Я совершенно убежден, что, если однажды утром он обнаружил бы факты, противоречащие его популярным теориям, он не замедлил бы сделать это достоянием гласности еще до захода солнца. Я никогда не видел в его книгах никаких нападок на религию. Он как естествоиспытатель идет своим собственным путем и предоставляет Моисею самому заботиться о себе.
В своих воспоминаниях Броуди приводит отрывок из одного из последних писем Дарвина:
Я не могу припомнить, чтобы я когда-нибудь писал что-либо непосредственно против религии или священнослужителей; но, если бы Вы прочитали небольшой написанный священником памфлет, полученный мной несколько дней назад, Вы бы со смехом согласились, что у меня есть некоторые основания для горечи. Уделив 2-3 страницы оскорблениям в мой адрес, достаточно грубым и выразительным, чтобы удовлетворить любого разумного человека, он завершает, говоря, что напрасно он искал в английском языке слова, позволяющие выразить его презрение ко мне и ко всем дарвинистам.
В 1881 г. в Лондоне состоялся Международный конгресс свободомыслов (Freethinkers). Председателем конгресса был известный Бюхнер. Знатоки школьной программы по литературе знают Бюхнера по книжке Kraft und Stoff, которой Аркадий Кирсанов просвещал своего отца. Воронку и колбу Бюхнера изобрел не он, а его племянник.

Бюхнер
Бюхнер выразил желание посетить уже немолодого Дарвина, и его английский коллега Эдвард Эвелинг организовал визит.

Эвелинг
Эвелинг - забавный персонаж. Если бы надо было изобразить карикатурного фанатика-безбожника, трудно было бы выбрать более подходящую кандидатуру. Эвелинг был крайне бессовестным человеком и с женщинами, с чужими деньгами, взятым в долг. Как писал о нем позже Бернард Шоу:
Можно быть уверенным, что Эвелинг отдаст жизнь за свои убеждения, однако по дороге на плаху он соберет у всех встречных их кошельки.
Но эта репутация пришла к Эвелингу позже, когда он из-за денежных недоразумений покинул атеистическое движение и прибился к социалистическому, а в 1881 он был только известен как воинствующий безбожник и популярный лектор-дарвинист.
Когда гости приехали, их встретила миссис Дарвин:
- Джентльмены, у нас в гостях преподобный Броуди, я бы просила в его присутствии воздержаться от резких высказываний.
После обеда мужчины пошли курить.
- Итак, джентльмены, вы атеисты? - спросил Дарвин.
- Да, мы считаем своим долгом бороться с тьмой невежества... и т. д.
- Мне кажется, вы вносите в это дело чрезмерную агрессию. Что касается меня, но мне ближе нейтральный термин "агностик", исключающий агрессивную позицию.
Через 2 года, когда Дарвина уже не было, Эвелинг издал брошюру "Религиозные взгляды Дарвина" ценой в 1 пенни. Он описывал эту встречу и утверждал, что религиозные взгляды Дарвина совпадают с его собственными. Единственное минорное отличие - это неагрессивность.
В ответ на публикацию брошюры сын Дарвина Френсис опубликовал следующий текст:
Д-р Эвелинг опубликовал пересказ беседы с моим отцом. Мне кажется, что читатели памфлета могут сделать ошибочный вывод о большем сходстве между позициями д-ра Эвелинга и моего отца, чем это имело место; я говорю это, хотя я уверен, что д-р Эвелинг правильно описал свое впечатление от беседы с отцом. Д-р Эвелинг хотел показать, что термины "агностик" и "атеист" практически эквивалентны; что атеист, - это человек, который, не отрицая существования Бога, живет без него, не будучи убежден в его существовании. Отец ответил, что он предпочитает неагрессивную позицию агностика. Д-р Эвелинг склонен считать отсутствие агрессивности во взглядах моего отца несущественным отличием от его собственных взглядов. Но, на мой взгляд, именно расхождения такого рода столь сильно отличают позицию моего отца от позиции класса мыслителей, к которому принадлежит д-р Эвелинг.
Comments
Эта формулировка кажется мне существенной. Насколько я помню, Дарвину был присущ сильный антиветхозаветный пафос. Возможно, что и Броуди имеет в виду нечто подобное. Где-то в идейном поле Гарнака, с реверансами Маркиону и пр.
"Отвергнуть Ветхий Завет во втором столетии была ошибка, которую отвергла великая церковь; удержать Ветхий Завет в XVI веке была судьба, от которой реформация не смогла уйти. Но сохранение его в протестантизме с XIX века есть следствие религиозной и церковной косности".
Эта идея была очень популярна в либеральных церковных кругах того времени, и я встречал у Дарвина рассуждения, которые перекликаются с ней самым непосредственным образом. В религиозном аспекте предъявление теории эволюции было облегчено для него тем, что эта теория воспринималась как прежде всего атака на ВЗ.
К сожалению, я не помню, как называлась статья (статьи?) Дарвина, в которых весьма примечателен антиветхозаветный пафос, далеко выходящий за рамки естественнонаучной критики.
Давайте разбираться.
Прежде всего имеет место разница в определениях.
Я не понимаю, что стоит за словами "русская интеллигентность". Я и в России-то никогда не жила. Но из ваших слов я понимаю, что для вас интеллигентность - это стадное чувство и конформизм.
Для меня интеллигентность - это "як книжка пише", как говорят украинцы, а в книжке написано вот что: ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ (от лат. знающий, понимающий, разумный) — сплав умственных и этических достоинств человека. Выражает высокий уровень умственного развития и нравственной культуры личности.
И ничего о национальных признаках в книжке не написано.
И про стадное чувство и про конформизм там тоже ничего нет.
Так что по книжке, те двое для меня - вполне себе интеллигенты, поскольку обладают как высоким уровнем умственного развития, так и нравственной культурой.
Надо будет найти им достойный англо-саксонский аналог того, что я имела в виду, без всех этих "русско-бердяевских" наслоений.
Edited at 2013-11-17 07:10 pm (UTC)
Во всяком случае и Дарвин, и Броуди сильно удивились бы, если бы услышали, что они интеллигенты.