hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Category:
На вопрос о том, как зовут персонажа в синем кафтане на картине Яна Викторса "Боаз принимает наследство Элимелеха", многие ответили. Его зовут плони-алмони. Буквально оба слова вместе или по отдельности означают такой-то или сякой-то, то есть аноним.

В Рут 4:1:

И поднялся Боаз к (городским) воротам, и сел там. И вот, идет мимо тот самый близкий родственник, о котором говорил Боаз. И сказал он: заверни-ка, такой-то, присядь здесь. И свернул тот, и сел.



Эта деталь выпала из греческого и славянского перевода. В переводе King James она есть, но синодальный русский перевод, который чаще всего следует за King James, ее не включил.

А вот Иероним элегантно включил:

est dixit ad eum declina paulisper et sede hic vocans eum nomine suo qui devertit et sedit



Таким образом, в переводах этого героя никак не зовут, а в ивритском оригинале его зовут плони-алмони, то есть анонимом.

Для комментаторов и переводчиков  текста это создает, разумеется, теологическую проблему - ведь не может быть, чтобы Святой Дух не знал, как его зовут. Потому переводчики и  убрали или смягчили эту подробность.

Наиболее революционно решает эту проблему Ибн Эзра: имя немое (илем) для того, кто рассказывает - то есть для пророка, автора книги Рут. Большинство же комментаторов идет за Мидрашом. Мидраш (Рут Раба 7:7) приводит два мнения:

Р. Йеhошуа сказал: его звали Плони Альмони <красивое имя - Аноним>, р. Шмуэль б. Нахмани сказал: немыми для него были слова Торы. <..>Плохо учил Тору и не знал, что <"Не войдет аммонитянин и моавитянин в собрание Всевышнего" (Дварим 23:4)> аммонитянин, а не аммонитянка, моавитянин, а не моавитянка.



С другой стороны, некоторые мидраши считают, что <писание скрыло, но мы-то знаем, как его зовут>:

Рут 3:13 ...если выкупит он тебя, хорошо <=тов>, <пусть> выкупит, а если он не захочет выкупить тебя, то я тебя выкуплю, (как) жив Господь!



Значит, его зовут Тов.



Теперь вернемся к картине. Сравните лица Плони Альмони и Боаза. Они несомненные братья: обратите внимание на скулы, на форму носа. Они отличаются одеждой и выражением лица. Боаз одет как важная персона: достойно и даже богато, но не броско. В отличие от него, Плони Альмони - франт: синий шелковый кафтан, золотые чулки и золотой же плащ, ботинки и пояс под цвет чулок.

На лице у Плони Альмони неловкая усмешка - такому щеголю невместно жениться на добродетельной и бедной вдове. Что же касается Боаза, у него странное выражение лица бизнесмена или политика, желающего провернуть сложное дело и опасающегося его упустить.По-моему, на другой картине того же художника такое же выражение лица у Яакова, покупающего у Эсава первородство за чечевичную похлебку.

Victors_Esau_and_the_mess_of_pottage

Есть более ранняя версия той же картины, и будет интересно сравнить оба варианта.

35

Неловкая усмешка на лице Плони Альмони осталась, но у Боаза - совершенно другое, злорадное выражение лица.

И самое главное - за спиной у Рут сидит хорошо выписанный седой мужчина в черном, не принимающий участия в обсуждении. Кто бы это мог быть? Рискну предположить, что художника не очень волновали те вопросы, которые ассоциируются у нас с историей Рут - гиюр, уход от своего народа и бедность на чужбине, восстановление имени покойного мужа... А что же волнует? Просто - новое замужество добродетельной вдовы. И тогда фигура в черном - это не кто иной, как покойный муж.

В окончательном варианте мужчина в черном исчезает, но появляется собака - как говорят, символ женской или вдовьей верности у голландцев. И еще одна странность на новой картине - мальчик, которого держит за плечо старуха, предположительно, Наоми. Это еще кто такой? Ведь весь сюжет книги Рут построен на том, что никаких больше мужчин в семье Элимелеха не осталось. Опять же, рискну предположить, что если на первой картине есть бывший муж из прошлого, то на новой - мальчик из будущего, юный Овед, родившийся у Боаза и Рут и воспитанный Наоми.

Получается что несложная мораль картины, что вдова сохраняет верность мужу, если выходит не за вертопраха, а за серьезного положительного Боаза.

Замечания и альтернативные мнения горячо приветствуются.
Tags: ТаНаХ, живопись, мидраш, ответики
Subscribe

  • (no subject)

    Что общего между Аманом и Берией? 1. Он казнен по ложному обвинению. 2. Обвинение включало в себя sexual abuse.

  • (no subject)

    Старый пост: Мегилат Эстер и книга Ионы https://idelsong.livejournal.com/862066.html

  • (no subject)

    А мы были в театре, в "Хане". В первый раз с начала короны. Просто как в мирное время. Пускают только привитых, на входе проверяют справку о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments