hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Category:

Раб третьего типа

Мы все привыкли, что hалаха имеет дело с двумя типами рабов: эвед иври и эвед кнаани.

 

Однако, если приглядеться, можно заметить еще один тип: эвед арель.

 

В Иевамот 48b приводится барайта со спором Р. Ишмаэля и Р. Акивы, можно ли держать необрезанного раба. Р. Акива считает, что нельзя. Комментаторы считают, что, по мнению Р. Акивы, это нарушение заповеди, данной Аврааму – обрезать всех рабов.

 

После этого приводится барайта: сказал Р. Иеhошуа б. Леви: "Тот, кто купил раба у нееврея, а тот не хотел делать обрезание, ждут с ним 12 месяцев, и если тот по-прежнему не прежнему не хочет, продает его нееврею". В таком же духе пишет и Рамбам. Таким образом, можно держать необрезанного раба ограниченное время – год.

 

В Иерушалми Иевамот все выглядит несколько по-другому: «Тот, кто купил рабов у нееврея с целью их обрезать, а те отказываются, ждут с ними 12 месяцев, если согласились – хорошо, а если нет, можно продать их нееврею. Р. Ицхак бар Нахман говорит от имени Р. Иеhошуа б. Леви: Случай с одним человеком, который купил целый город необрезанных рабов, чтобы их обрезать, а они отказались. Пошел тот спросить у Рабанан, те сказали – подождать с ними 12 месяцев, если согласятся – хорошо, а если нет – поступи в соответствии с обычаями страны». Т. е. из Иерушалми складывается впечатление, что если они отказываются делать обрезание и становиться авадим кнааним, ты не обязан от них избавляться, а можешь держать их дальше в соответствии с законами, принятыми у неевреев.

 

Впрочем, и в Бавли, оказывается, есть такая возможность (Иевамот 48b): «Кто такой необрезанный раб, которого можно держать? Тот, которого господин взял с условием, что не будет делать ему обрезание».

 

Эта идея тоже появляется у Рамбама (hилхот мила 1:6): «А если его хозяин-нееврей оговорил, что его не обрезают, то может его держать сколько хочет необрезанным, при условии, что примет на себя заповеди бней Ноах, и будет как гер тошав. И понятие гер тошав применимо, только когда есть иовель».

 

Т. е. в идеале такая вещь возможна, а на практике недопустима. В таком же духе высказывается и Шулхан Арух (יורה דעה סימן רסז סעיף ד): «Купил взростого раба у нееврея, а тот не хочет делать обрезания – ждут 12 месяцев, а более того – запрещено, и должен продать его нееврею». Рама, впрочем, пишет: «Это касается тех стран, где покупают рабов, чтобы сделать им гиюр. А если явно оговорили, что не собираются обрезать, и так в этих странах, где запрещено делать гиюр нееврею, это все равно, что оговорили, и можно держать рабов необрезанными неограниченное время, и так и принято обычно (וכן הוא המנהג פשוט)».

Существует специальная заповедь деорайта, запрещающая использовать труд необрезанных рабов в Шабат. «… а в день седьмой покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой, и передохнул сын рабы твоей и пришелец» (Шмот 23:12). Так что шабес-гоя из такого раба сделать не проще, чем из шабес-гоя по найму. И все запреты – вино, сыр – на него распространяются. Рашба пишет, что некоторые разрешают, чтобы необрезанный раб работал в Шабат, если он не гер тошав, но что он с этим не согласен.

 

Чтобы перейти в разряд эвед кнаани, раб, должен, помимо обрезания, еще и окунуться (а рабыня только окунуться). Но эта процедура чревата опасностями. Если раб, окунаясь, объявит, что он окунается לשם בן חורין, то он – свободный гер. Так это выглядит в Гемаре. Основание – когда нееврей покупает раба, он не покупает его тело, а только плоды его труда. Поэтому раб, принадлежащий нееврею, а также необрезанный раб у еврея, статус которого такой же, в полном праве распорядиться своим телом и сделать гиюр. И тогда хозяин обязан его освободить. Хотя, конечно, тот ему нанес материальный ущерб и должен заплатить стоимость раба.

 

И это не теоретическая проблема. Рашба в 14 в. в Барселоне рассматривает такую жизненную ситуацию (судя по всему, Рашба считает, что держать необрезанного раба совершенно нормально, и это обычная практика). Там хозяин раба требовал компенсации с другого еврея, который дал рабу такой совет. И Рашба, соглашаясь с тем, что раб будет должен бывшему хозяину, конечно, отрицает претензии к советчику: «Даже того, кто нанимал лжесвидетелей, не наказывают. А уж тем более тут».

 

Tags: hалаха
Subscribe

  • Про персидских баронов

    К 1896 г. Яков и Лазарь Поляковы были уже действительными статскими советниками. Однако душу их смущал, видимо, пример покойного барона Евзеля…

  • (no subject)

    Из антисоветских моих встреч в Париже я должен упомянуть о свидании с Жаботинским, руководителем фашистского крыла сионистской партии. Свидание это…

  • (no subject)

    В Польше прошел интересный судебный процесс. Как вы помните, в Польше с 1998 г. есть закон "Об институте национальной памяти - комиссии по…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment