Мы все привыкли, что hалаха имеет дело с двумя типами рабов: эвед иври и эвед кнаани.
Однако, если приглядеться, можно заметить еще один тип: эвед арель.
В Иевамот 48b приводится барайта со спором Р. Ишмаэля и Р. Акивы, можно ли держать необрезанного раба. Р. Акива считает, что нельзя. Комментаторы считают, что, по мнению Р. Акивы, это нарушение заповеди, данной Аврааму – обрезать всех рабов.
После этого приводится барайта: сказал Р. Иеhошуа б. Леви: "Тот, кто купил раба у нееврея, а тот не хотел делать обрезание, ждут с ним 12 месяцев, и если тот по-прежнему не прежнему не хочет, продает его нееврею". В таком же духе пишет и Рамбам. Таким образом, можно держать необрезанного раба ограниченное время – год.
В Иерушалми Иевамот все выглядит несколько по-другому: «Тот, кто купил рабов у нееврея с целью их обрезать, а те отказываются, ждут с ними 12 месяцев, если согласились – хорошо, а если нет, можно продать их нееврею. Р. Ицхак бар Нахман говорит от имени Р. Иеhошуа б. Леви: Случай с одним человеком, который купил целый город необрезанных рабов, чтобы их обрезать, а они отказались. Пошел тот спросить у Рабанан, те сказали – подождать с ними 12 месяцев, если согласятся – хорошо, а если нет – поступи в соответствии с обычаями страны». Т. е. из Иерушалми складывается впечатление, что если они отказываются делать обрезание и становиться авадим кнааним, ты не обязан от них избавляться, а можешь держать их дальше в соответствии с законами, принятыми у неевреев.
Впрочем, и в Бавли, оказывается, есть такая возможность (Иевамот 48b): «Кто такой необрезанный раб, которого можно держать? Тот, которого господин взял с условием, что не будет делать ему обрезание».
Эта идея тоже появляется у Рамбама (hилхот мила 1:6): «А если его хозяин-нееврей оговорил, что его не обрезают, то может его держать сколько хочет необрезанным, при условии, что примет на себя заповеди бней Ноах, и будет как гер тошав. И понятие гер тошав применимо, только когда есть иовель».
Т. е. в идеале такая вещь возможна, а на практике недопустима. В таком же духе высказывается и Шулхан Арух (יורה דעה סימן רסז סעיף ד): «Купил взростого раба у нееврея, а тот не хочет делать обрезания – ждут 12 месяцев, а более того – запрещено, и должен продать его нееврею». Рама, впрочем, пишет: «Это касается тех стран, где покупают рабов, чтобы сделать им гиюр. А если явно оговорили, что не собираются обрезать, и так в этих странах, где запрещено делать гиюр нееврею, это все равно, что оговорили, и можно держать рабов необрезанными неограниченное время, и так и принято обычно (וכן הוא המנהג פשוט)».
Существует специальная заповедь деорайта, запрещающая использовать труд необрезанных рабов в Шабат. «… а в день седьмой покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой, и передохнул сын рабы твоей и пришелец» (Шмот 23:12). Так что шабес-гоя из такого раба сделать не проще, чем из шабес-гоя по найму. И все запреты – вино, сыр – на него распространяются. Рашба пишет, что некоторые разрешают, чтобы необрезанный раб работал в Шабат, если он не гер тошав, но что он с этим не согласен.
Чтобы перейти в разряд эвед кнаани, раб, должен, помимо обрезания, еще и окунуться (а рабыня только окунуться). Но эта процедура чревата опасностями. Если раб, окунаясь, объявит, что он окунается לשם בן חורין, то он – свободный гер. Так это выглядит в Гемаре. Основание – когда нееврей покупает раба, он не покупает его тело, а только плоды его труда. Поэтому раб, принадлежащий нееврею, а также необрезанный раб у еврея, статус которого такой же, в полном праве распорядиться своим телом и сделать гиюр. И тогда хозяин обязан его освободить. Хотя, конечно, тот ему нанес материальный ущерб и должен заплатить стоимость раба.
И это не теоретическая проблема. Рашба в 14 в. в Барселоне рассматривает такую жизненную ситуацию (судя по всему, Рашба считает, что держать необрезанного раба совершенно нормально, и это обычная практика). Там хозяин раба требовал компенсации с другого еврея, который дал рабу такой совет. И Рашба, соглашаясь с тем, что раб будет должен бывшему хозяину, конечно, отрицает претензии к советчику: «Даже того, кто нанимал лжесвидетелей, не наказывают. А уж тем более тут».