hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:
Сын-злодей из Пасхальной Агады, как известно, задает вопрос: "Что это за служение у вас?". Агада обращает внимание на слова "у вас". Позже мы вернемся к ним, но мне бы хотелось сначала обратить внимание на слово "служение".

В узком смысле оно означает "храмовое служение", "принесение жертвоприношений". Попробуем рассмотреть с этой точки зрения пасхальное жертвоприношение.

Бывают жертвы, которые сжигаются целиком. А те, которые съедаются, делятся на два типа - кодшей кадашим и кадашим калим. Первые - съедают коhены на территории Храма, а вторые - например, мирную жертву = шломим - съедает сам жертвоприноситель в городской черте Иерусалима. Помимо места, где их съедают, жертвы характеризуются еще и временем, в течение которого их можно съесть. Кодшей кадашим должны быть съедены до утра, а кадашим калим можно также есть в течение следующего дня. Где же в этой системе координат находится пасхальная жертва? Хотя ее едят во всем Иерусалиме, по параметру времени она, конечно, относится к кодшей кадашим - жертвоприношению более высокого статуса.

Добавим к этому, что это единственное жертвоприношение, за непринесение которого можно получить карет (Бемидбар 9:13):

Тот же, кто чист и в дороге не был, и пренебрег совершить песах, искоренится та душа из своего народа, ибо жертвы Господу не принес в ее пору назначенную, грех свой понесет тот человек.



Тора заботится, чтобы пасхальная жертва была именно всеобщей. Это единственный случай, когда назначается повторный срок для того, кто не по уважительным причинам не может принести жертву вовремя. Именно про пасхальную жертву настойчиво подчеркивается, что гер должен принести ее точно так же, как коренной житель. С другой стороны, про пасхальную жертву столь же настойчиво подчеркивается, что ее не может есть чужой или необрезанный. Всеобщность пасхальной жертвы настолько важна, что, если большинство народа не может ритуально очиститься, она - единственная из всех - приносится в нечистоте.

Песах в этом смысле оказывается противоположностью Йом Кипуру. В Йом Кипур все служение сосредотачивается на одном человеке - первосвященнике. В Песах, напротив, весь народ оказывается мамлехет коhaним = царством священников.

Именно поэтому Песах оказывается кульминацией служения, ради которого и произошел исход из Египта. (Шмот 13:8):

И поведай сыну твоему в тот день так: баавур зе = ради этого <то есть ради пасхальной жертвы, мацы и марора> совершал Господь мне (чудеса) при моем исходе из Египта.



Это то самое служение, о котором настойчиво говорил фараону Моше (Шмот 10:9):

С нашими юношами и с нашими старцами пойдем, с нашими сыновьями и нашими дочерьми, с нашим мелким и нашим крупным скотом; ведь праздник Господний у нас.



Потому становится яснее гнев Агады на сына-злодея: он посягает на центральный элемент пасхального служения - его всеобщность.

Абарбанель в комментарии к агаде обсуждает, почему маца называется хлебом бедности. Помимо общепринятых объяснений: так кушать хочется, что некогда дать тесту подняться и проч... - он дает вот что. Маца называется хлебом бедности, потому что она похожа на очистительную жертву = хатат, принесенную очень бедным человеком. Если человек по ошибке совершил грех, за который полагается карет - он приносит специальную жертву, в большинстве случаев овцу или козу. После сожжения ее частей остальное мясо съедают коhены на территории Храма. Если у человека недостаточно средств на овцу или козочку, он приносит двух голубей. Но если у него и на это недостаточно средств, он приносит специальную жертву только из муки (Ваикра 5:11-13):

А если не хватает его достатка на двух горлиц или двух молодых голубей, то принесет свою жертву за то, что согрешил, десятую часть эфы тонкой муки в очистительную жертву; не взольет на нее елей и не возложит на нее ливан, ибо очистительная жертва это. И доставит ее к священнослужителю, и снимет священнослужитель с нее полной горстью своей ее памятную часть, и воскурит на жертвеннике на огнищах Господу; очистительная жертва это. И искупит его священнослужитель за его грех, который он совершил одним из этих, и простится ему,  и будет это священнослужителю как хлебное приношение.



Интересно, значит, два голубя стоят несравнимо дороже, чем ~2 кг муки. Видимо, мука у него своя и не стоит денег, а голубей надо покупать.

Таким образом, так же, маца - аналог жертвы, которую обычно едят коhены на территории Храма. Причем, поскольку для поедания мацы не нужен Храм, может быть, можно было бы сказать, что и в наши дни поедание мацы - в некотором смысле жертвоприношение. По крайней мере, у нас нет других ситуаций, когда мы обязаны что-то есть. У нас ведь есть еще одна жертва, которая не требует Храма - арба миним. Их, правда, не едят, а поднимают и трясут, так же, как в Храме поступают с жертвами.
Tags: конфессиональное
Subscribe

  • Из комментов

    [ Обсуждается, есть ли какое-нибудь рациональное зерно в идеях Суворова] Кажется очевидным, и я сам слышал от очевидцев, что СССР концентрировал…

  • (no subject)

    Светоний про смерть Тита: Сре­ди всех этих забот застиг­ла его смерть, пора­зив сво­им уда­ром не столь­ко его, сколь­ко…

  • (no subject)

    А вот как вы думаете, можно себе представить сегодня, что у третьеразрядного сотрудника патентного бюро примут в течение нескольких лет 5 статей в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments