hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:
Интересная книга M. Heemstra The Fiscus Judaicus and the Parting of the Ways (2010). Автор рассматривает роль, которую играла римская политика в отношение "иудейского налога", в окончательном разрыве между христианством и иудаизмом.

Как известно, пока был Храм, все евреи, включая диаспору, посылали в Храм подушную подать в размере половины шекеля (двух драхм) (Шмот 30:13):

Всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину шекеля...



Иосиф Флавий (Древ. 16:6:2) приводит указ Августа, позволяющий евреям пересылать деньги в Храм:

Ввиду того что народ иудейский не только в настоящее время, но и прежде, особенно при отце моем, императоре Цезаре, являл себя преданным римскому народу <..> я и присяжные советчики мои, по решению римского народа, постановляем: чтобы иудеи пользовались правом невозбранно жить по своим законам, <..> чтобы священные деньги были неприкосновенны, посылались в Иерусалим и вручались там казначеям иерусалимским; чтобы иудеев не привлекали в судебные заседания ни по субботам, ни накануне суббот с девятого часа. Если кто-нибудь будет уличен в краже священных книг или священных денег из молитвенного дома или зала иудейского совета, тот будет обвинен в кощунстве, а имущество его поступит в римскую казну.



После падения Храма Веспасиан распорядился, чтобы налог в размере двух драхм взимался со всех евреев на восстановление разрушенного в 69 г. храма Юпитера Капитолийского. Об этом, немного по-разному, пишут Иосиф Флавий и Дион Кассий. Кроме того, есть большая коллекция остраконов из города Эдфу (Аполлинополис Магна) в Верхнем Египте, в которой есть много остраконов-квитанций об уплате иудейского налога. В Эдфу они датируются периодом до восстания в диаспоре в при Траяне 115-117 гг, после которого, видимо, еврейская община Аполлинополиса прекратила существование. Но сам налог взимался еще много позже, и видимо, был отменен Юлианом в середине 4 в. Некоторые изменения произошли при младшем сыне Веспасиана – Домициане.

Светоний (Домициан 12:1-2) рассказывает, как Домициан, нуждаясь в деньгах, среди прочего, устрожил сборы иудейского налога:

Истощив казну издержками на постройки, на зрелища, на повышенное жалованье воинам, он попытался было умерить хотя бы военные расходы, сократив количество войска, но убедился, что этим только открывает себя нападениям варваров, а из денежных трудностей не выходит; и тогда без раздумья он бросился обогащаться любыми средствами. Имущество живых и мертвых захватил он повсюду, с помощью каких угодно обвинений и обвинителей: довольно было заподозрить малейшее слово или дело против императорского величия. Наследства он присваивал самые дальние, если хоть один человек объявлял, будто умерший при нем говорил, что хочет сделать наследником цезаря. С особой суровостью по сравнению с другими взыскивался иудейский налог: им облагались и те, кто, не декларируя публично, вел иудейский образ жизни (qui vel improfessi Iudaicam viverent vitam), и те, кто скрывал свое происхождение, уклоняясь от наложенной на это племя дани. Я помню, как в ранней юности при мне в многолюдном судилище прокуратор осматривал девяностолетнего старика, не обрезан ли он.

[Русский перевод, на который я ссылаюсь, переводит не совсем так]



Непрофессиональные иудеи, упомянутые Светонием - это, видимо неевреи, близкие к иудейству (себоменой) или ранние христиане-неевреи. Дион Кассий рассказывает о родственнике Домициана, сенаторе Флавии Клементе, казненном по обвинению в "атеизме" - "обвинению, по которому были осуждены многие, подвинувшиеся на иудейские пути. Некоторые из них были казнены, остальные отделались конфискацией имущества". "Атеизм", о котором говорит Дион Кассий - это неучастие в государственном культе императора и поклонении и жертвоприношениях его статуям. Евреи с давних пор имели особый статус и были освобождены от этого культа, но тот, кто не был приписан к еврейской общине и не платил иудейского налога, рисковал попасть под статью.

Гонения Домициана касались самых разных кругов общества, а не только иудействующих, и после убийства Домициана в 96 г. Нерва провел широкую амнистию всем обвиненным в оскорблении величества, а также, по Дион Кассию, всем обвиненным в "иудейских путях". Нерва широко рекламировал свою оттепель, в том числе чеканя соответствующие лозунги на монетах. На многих монетах Нервы отчеканено "LIBERTAS PVBLICA"= "общественная свобода" или "SALVS PVBLICA" - "общественное благосостояние" - в противовес "SALVS AVGVST" на монетах Домициана. На многих монетах в качестве такого лозунга отчеканено "FISCI IVDAICI CALVMNIA SVBLATA" - "ложные обвинения, связанные с иудейским налогом, отменены".

Capture

Это означало, что евреями отныне стали считаться только те, кто приписан к еврейской общине и платит через нее иудейский налог. Из списка исключались все те, кого обвиняли в еврействе при Домициане - в том числе и христиане. Теперь их не могли обвинять в скрытом еврействе и уклонении от налога, и оставалось только обвинение в атеизме.

Зато теперь и иудео-христиане не могли быть освобождены от государственного культа: в глазах римского закона они больше не были приписаны к еврейской общине и, стало быть, не могли считаться евреями.

Через 14 лет после убийства Домициана мы впервые встречаемся в римской литературе со словом "христиане": Плиний Младший, проконсул Вифинии и Понта, спрашивает Траяна, как себя вести по отношению к христианам. Они с Траяном вырабатывают общую линию: на анонимные доносы не реагировать; самим не разыскивать христиан; попавшимся предоставить возможность поклониться статуе императора или иным способом отречься от христианства; отказывающихся это делать - казнить.

Аналогичные процессы происходят и в Иудее: как описывает Евсевий (Церковная история, 3:32),

Среди глубокого мира в Церкви дожили они до кесаря Траяна, до того времени, когда сын дяди Господа, вышеупомянутый Симеон, сын Клеопов, оклеветанный еретиками, был при консуле Аттике так же обвинен и в том же самом. Мучимый в течение многих дней, он потряс своим непоколебимым исповеданием Христа всех, и в особенности консула, который спрашивал себя: как старик ста двадцати лет выносит все эти мучения? Его распяли.



Симон, родственник Иисуса - несомненно еврейского происхождения, но в глазах римских законов он не принадлежит к еврейской общине, и потому не может быть освобожден от участия в государственном культе.

Интересно с этой точки зрения посмотреть на историю ареста р. Элиэзера по обвинению в христианстве. Р. Элиэзеру повезло - от него не потребовали принести жертву или поклониться статуе императора, чего бы он не смог сделать даже под страхом казни. Но он был вынужден произнести двусмысленную фразу, которая убедила судью, что это заявление о лояльности императору - заявление, которое недвусмысленно р. Элиезер затруднился бы произнести.

Таким образом, у судьи создалось впечатление, что р. Элиезер - кто? не христианин - от этого обвинения его освободили; не еврей - от него бы и не потребовали подобного заявления; а, надо полагать, еврей-ренегат. По-моему, именно это - двусмысленное оправдание на грани идолопоклонства - вызывало такое его огорчение, а вовсе не то, что его приняли за христианина.

Вот я думаю: не потому ли р. Элиезера обвинили в христианстве, что он был отлучен от общины? Д. Боярин в скандальной книжке делает далеко идущие выводы: мол, его и отлучили за симпатии к христианству. Но это странная точка зрения - вроде бы, все, что мы знаем о р. Элиезере, этому противоречит.

А, кстати, за что его отлучили? - За то, что он считал, что чудеса могут быть доводом в hалахическом процессе...
Tags: гемара, еврейская история, история
Subscribe

  • (no subject)

    А мы были в театре, в "Хане". В первый раз с начала короны. Просто как в мирное время. Пускают только привитых, на входе проверяют справку о…

  • Доктор, что это было?

    Что-то интересное. Вчера сказали, что Биби неожиданно собрал правительство по какому-то срочному секретному поводу. Секреты у нас не очень долго…

  • Жестоковыйный народ

    Слушаю радио в машине. Там вот что: люди дают оценки по десятибальной системе разным политическим или общественным деятелям. Ведущие рассказывают,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • (no subject)

    А мы были в театре, в "Хане". В первый раз с начала короны. Просто как в мирное время. Пускают только привитых, на входе проверяют справку о…

  • Доктор, что это было?

    Что-то интересное. Вчера сказали, что Биби неожиданно собрал правительство по какому-то срочному секретному поводу. Секреты у нас не очень долго…

  • Жестоковыйный народ

    Слушаю радио в машине. Там вот что: люди дают оценки по десятибальной системе разным политическим или общественным деятелям. Ведущие рассказывают,…