Случилось, что были в Риме мудрецы: р. Элиэзер, и р. Йеhошуа, и раббан Гамлиэль, и постановил синклит царя: "Еще 30 дней, и в мире не останется ни одного иудея". И был в синклите один боящийся Бога (=θεοσεβής), он пошел к раббану Гамлиэлю и рассказал ему. И огорчались мудрецы. Сказал боящийся Бога: "Не огорчайтесь. Осталось еще 30 дней, и Бог евреев постоит за них." Когда прошли 25 дней, рассказал он всё своей жене. Сказала она ему: "Вот, прошло уже 25 дней!" Сказал он: "Осталось еще 5 дней". Она была праведнее него. Сказала она: "Разве у тебя нет кольца <с ядом>? Выдави его, ты умрешь, синклит назначит новых 30 дней <из-за траура>, а там гзера отменится". Послушал он ее, раздавил кольцо и умер. Услушали он этом мудрецы и пришли к ней <утешать>. Сказали они: "Жаль, что такой корабль ушел и не заплатил пошлины", имели в виду, что этот праведник не был обрезан. Сказала она: "Я знаю, о чем вы говорите! Клянусь вам, что не ушел корабль, не заплатив пошлины! Пошла она в китон (=κοιτών, спальня) и вынесла ларец, а в нем - обрезание, завернутое в окровавленные тряпки".
В талмудических источниках говорится как минимум о двух разных поездках мудрецов в Рим. Они отличаются по составу участников. В первой поездке участвуют р. Элиэзер, р. Йеhошуа и р. Гамлиэль. Судя по всему, р. Йеhошуа - руководитель делегации.
Во второй участвиют р. Гамлиэль, р. Йеhошуа, р. Акива и р. Эльазар б. Азария и отсутствует р. Элиэзер, признанный руководитель - р. Гамлиэль. Очевидно, вторая поездка была после отлучения р. Элиэзера и драматических событий с отстранением и возвращением р. Гамлиэля.
Принято считать, что первая поездка была при Домициане, до 96 г. н. э.
Из римских источников мы ничего не знаем о готовящемся тотальном уничтожении при Домициане, но знаем довольно много о гонениях, связанных с "еврейским налогом" - Fiscus Iudaicus - и "еврейским образом жизни".
Светоний рассказывает так:
С особой суровостью по сравнению с другими взыскивался иудейский налог: им облагались и те, кто не декларируя публично, вел иудейский образ жизни (qui vel improfessi Iudaicam viverent vitam), и те, кто скрывал свое происхождение, уклоняясь от наложенной на это племя дани. Я помню, как в ранней юности при мне в многолюдном судилище прокуратор осматривал девяностолетнего старика, не обрезан ли он.
А Дион Кассий, описывая приход Нервы, пишет:
Нерва также освободил тех, кто был осужден за оскорбление величества, и возвратил ссыльных, он казнил рабов и вольноотпущенников, устраивавших заговоры против своих господ, и запретил этим людям доносить на своих господ, и никому не было позволено обвинять кого-либо в оскорблении величества или в принятии иудейского образа жизни.
И Светоний, и Дион Кассий упоминают казнь знатного римлянина, Флавия Клемента - двоюродного брата Домициана, вдобавок женатого на дочери сестры Домициана Домицилле.
Светоний просто говорит, что тот был казнен по "ничтожному подозрению":
Наконец, он <Домициан> убил по самому ничтожному подозрению своего двоюродного брата Флавия Клемента чуть ли не во время его консульства, хотя человек это был ничтожный и ленивый и хотя его маленьких сыновей он сам открыто прочил в свои наследники, переименовав одного из них в Веспасиана, а другого в Домициана.
А Дион Кассий говорит подробнее:
Домициан казнил, со многими другими, консула Флавия Клемента, хотя он был двоюродным братом и был женат на Флавии Домицилле, также родственнице императора. Им было предъявлено обвинение в атеизме, обвинению, по которому были осуждены многие, подвинувшиеся на иудейские пути. Некоторые из них были казнены, остальные отделались конфискацией имущества. Домицилла была сослана на <остров> Пандатерию (один из Понтинских островов в Тирренском море).
"Иудейские пути", упомянутые Дионом Кассием, обычно понимаются как христианство. Евсевий пишет:
...писатели, далекие от нашего учения, не замедлили рассказать об этом преследовании и его мучениках. С точностью обозначали они его время: в пятнадцатый год Домициана Флавия Домицилла, племянница Флавия Клемента, одного из тогдашних римских консулов, за исповедание Христа была вместе со многими другими наказана ссылкой на остров Понтию.
И у католиков, и у православных Домицилла канонизирована.
Вернемся теперь к нашему мидрашу. Он странный. Странен совет покончить с собой, чтобы трауром сорвать гзеру. Но история знатного римлянина, мученически погибшего при Домициане за "иудейский образ жизни", и его праведной жены - вполне могла бы быть историей Флавия Клемента.
Светоний пишет, что "именно этим <казнью Флавия Клавдия> он <Домициан> больше всего ускорил свою гибель", то есть мученическая смерть Флавия Клавдия могла ускорить смерть Домициана и отмену гонений. Описывая убийство Домициана, Светоний и Дион Кассий подчеркивают, что главную роль в нем сыграл Стефан, управляющий Домициллы. Правда, непонятно, какой Домициллы - уже упомянутой, ее матери - сестры Домициана, или бабушки - жены Веспасиана и матери Домициана. Всех трех звали совершенно одинаково. Но жива в тот момент была только эта.
Из истории очевидно, что знатный римлянин из мидраша не переходил в иудаизм: θεοσεβής - стандартный термин для неевреев, близких к иудаизму, но не сделавших гиюр.
Почему же тогда авторам мидраша важно, что он был обрезан? Настолько, что, вопреки здравому смыслу, они говорят об этом, утешая вдову.
Думаю, что ответ простой: поздний (ок. 900 г.) мидраш полемизирует с христианами, хочет подчеркнуть, что Флавий Клемент не был христианином.