Как известно, обвинение в осквернении гостии - довольно частое обвинение в средневековой Европе. Поскольку гостия представляет собой тело Иисуса, понятно, что евреи, ненавидящие Иисуса, постараются как-нибудь помучить его тело. Для этого надо взять гостию и как-нибудь колоть ее иглами. Гостию взять непросто: для этого надо нанять какого-нибудь ненедежного христианина, чтобы он украл ее при причастии, продал евреям, а тут уж они позабавятся.
В данном случае серия картин написана для церкви Corpus Domini в г. Урбино, в музее которого и хранится. Интересно, что ни в Урбино, ни вообще в Италии ни разу не документировано подобное обвинение: они бывали в Германии, в Париже, в Праге, в Испании. То есть художник изображает не конкретную местную легенду, а, так сказать, архетипический сюжет.
- Христианская женщина приходит к еврею в меняльную лавку и продает ему гостию, получает монету.
- Поиздевавшись над гостией, евреи пытались сжечь ее в печке, но это им не удалось: из нее потекла нескончаемая река крови, подтекла под дверь и дальше по городу. Река крови привела горожан к двери еврейского дома, которую они и ломают. Евреи совершенно резонно напуганы.
- Процессия с участием папы заново освящает гостию.
- Христианская женщина арестована, ангел является и указывает ее виновность.
- Еврея с женой и детьми сжигают на костре.
- Женщина, видимо, тоже казнена, или сама умерла. Два ангела и два дьявола борются за ее душу.