Тотчас окружающая толпа принялась тащить в огонь сухой хворост, скамейки, судейские кресла, и все, что было принесенного в дар.
Считают, что скамейки и судейские кресла - это остатки Аврелиева трибунала.
Цицерон всё время упоминает Аврелиев трибунал уничижительно: ему не нравится помещение суда, сделанное в виде театра и открытое для широкой публики.
(Речь в защиту Авла Клуенция Габита 93; 66 г. до н.э.) …все судебное разбирательство свелось к проявлению одной только ненависти, заблуждений, подозрений и к обсуждению на ежедневных сходках, созывавшихся с целью мятежа и в угоду толпе. И на сходках и перед судейскими скамьями выступал как обвинитель все один и тот же народный трибун; на суд он не только сам приходил прямо со сходки, но даже приводил с собой ее участников. Аврелиевы ступени, тогда новые, казалось, были построены, чтобы служить театральными скамьями для того суда; как только обвинитель сгонял на них возбужденную толпу, не было возможности, не говорю уже — защищать обвиняемого, нет, даже встать для того, чтобы произнести речь.
(Речь о своем доме 54; 57 г. до н. э.) Когда ты открыто вербовал на Аврелиевом трибунале, не говорю уже — свободных людей, нет, рабов, созванных тобой со всех улиц, ты тогда, видимо, не готовился к насильственным действиям!
Но нас-то, понятно, интересуют евреи. Тем более, что речь Цицерона в защиту Флакка (59 г. до н.э.) - первое упоминание еврейского присутствия в Риме. в 62 г. Луций Валерий Флакк служил пропретором провинции Азии, в 61 г. его сменил сам Цицерон, а в 59 г. его привлекли к суду по обвинению в
Помимо прочего, Цицерон говорит - и это первый пример такого рода - что Флакка оболгали евреи, за то, что он воспрепятствовал вывозу ежегодного налога в полшекеля в Храм. В это время Иудея была в сильной зависимости от Рима, но формально считалась независимым государством, так что в речи Цицерона это выглядело как вывоз валюты за границу.
Евреи в Лидии и Фригии жили очень давно - со времен Антиоха III, который вывез туда 2000 еврейских семей из Вавилона. По словам Цицерона, в Апамее по приказу Флакка конфисковали 100 фунтов золота, предназначенного в Иерусалим. Считая курс золота к серебру 25:1, считаем 32.9 кг золота = 822.5 кг серебра, что, считая 1 дидрахму=8.6 г, соответствует еврейскому населению 96000 человек.
По словам Цицерона, именно эта политика Флакка повлекла за собой нападки со стороны евреев.
Вот, несомненно, причина, почему дело это слушается невдалеке от Аврелиевых ступеней. Именно из-за этого обвинения ты, Лелий, и выбрал это место и собрал эту толпу. Ты знаешь, как велика эта шайка, как велико в ней единение, как велико ее значение на народных сходках. Поэтому я буду говорить, понизив голос, чтобы меня слышали одни только судьи; ведь в людях, готовых натравить иудеев на меня и на любого честнейшего человека, недостатка нет; не стану им это облегчать.
Цицерон вообще не любит, когда из суда устраивается театральное представление с участием простого народа; в данном случае он говорит, что опасается этого вдвойне из-за того, что евреи всегда заодно.
Считается, что первые евреи, которые появились в Риме - это пленные Помпея, но суд над Флакком происходит всего через 4 года после похода Помпея. Нет сомнений, что вообще в Италии первые евреи появились из Малой Азии, и что римские евреи говорили по-гречески и носили греческие имена.