hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Category:

Связывайте праздник веревками до рогов алтаря (Теhилим 118:27).

אִסְרוּ-חַג בַּעֲבֹתִים עַד קַרְנוֹת הַמִּזְבֵּחַ



Самое понятное из этого стиха - это рога алтаря, то есть жертвенника. Жертвенник в Храме имел четыре символических рога по краям (Шмот 27:1-2):

И сделай жертвенник из дерева шитим: пять локтей длина и пять локтей ширина, четырехугольным будет жертвенник, и три локтя его высота. И сделай рога его на четырех его углах; из него будут его рога; и покрой его медью.



Как это выглядит, можно понять вот по этому жертвеннику из Тель Беэр Шева - видимо, тому, который осквернил Йошияhу (Млахим 2:23:8):

…и осквернил возвышения, на которых священники совершали воскурения, – от Гэвы до Беэр-Шевы...


Такие рогатые жертвенники находятся по всему по всему Леванту, от филистимлян в Экроне до Кипра и аморейцев в Эмаре на севере Сирии.



Но как можно связать веревками праздник?

Слово 'авотим (или  'авотот) , которое я здесь перевел, как веревки, имеет два значения: плетеные веревки, как например, Шофтим 16:2:

И взяла Делила новые веревки, и связала его ими



Второе значение - густо сплетенные ветки, например, (Ехезкель 31:3):

Вот, Ашшур – кедр в Леваноне, прекрасен ветвями и чащей тенистой и высок ростом, и меж густых ветвей была крона его.



Раши, Ибн Эзра и Радак объясняют, что хаг = праздник - это праздничная жертва - овца, которую, после того, как приготовили и убедились, что у нее нет недостатков, советуют держать привязанной, чтобы она как-нибудь не покалечилась и не стала непригодной.

Таким образом, пшат стиха:

Связывайте веревками праздничную жертву, пока не приведут ее к самому алтарю.



А Мидраш идет в других направлениях. Во-первых, Мишна Сука 4:5 рассказывает об обычае, принятом в Храме в праздник Сукот:

Ниже Иерусалима были место под названием Моца. Спускались туда и собирали пучки ивовых веток, и ставили их вокруг жертвенника так, что их верхушки склонялись над жертвенником.



Гемара Сука 45а говорит:

Сказал р. Абаhу: Откуда это (обычай с ивовыми ветками) из Писания? - Сказано: " אסרו חג בעבותים עד קרנות המזבח". Здесь уже "Связывайте праздник <тем, что> густые ветки будут доходить до рогов жертвенника" (то есть тем, что жертвенник будет украшен густыми ивовыми ветками).


Ну, и заодно Гемара приводит еще несколько мидрашей на тот же стих. Среди прочих:

כל העושה איסור לחג באכילה ושתיה מעלה עליו הכתוב כאילו בנה מזבח והקריב עליו קרבן שנאמר אסרו חג בעבותים עד קרנות המזבח

Всякий, кто делает связку (по Раши) к празднику в еде и питье, Писание оценивает это, как если бы он построил жертвенник и принес жертву.



Что это значит, тоже не очень понятно. Маhарша считает, что איסור в данном случае - запрет, а не связка. И что Барайта означает: "Всякий, кто проявляет умеренность в еде и питье..." ('авотим при этом переводится как 'авот = тучные животные).

Но Раши объясняет как раз наоборот: "Всякий, кто в праздник добавляет в еде и питье... А некоторые считают - день после праздника".

Из этой не очень понятной Барайты и не очень понятного Раши возник обычай называть день после праздника исру-хаг. Похоже, что, как многие ашкеназские обычаи, обычай делать послепраздничный день слегка праздничным происходит из Израиля, где принято было делать полу-праздничным день после праздника (когда в галуте еще праздник). В Йерушалми это называется "брэ де-моэда" = сын праздника. А Раши привязал к уже имеющемуся обычаю не очень понятный мидраш.
Tags: ТаНаХ, гемара
Subscribe

  • (no subject)

    …<в 1927 г.) я получил письмо от Герцфельде: «Уфа» хочет инсценировать «Любовь Жанны Ней», фильм будет ставить…

  • (no subject)

    Слово хашмаль трижды появляется в книге Ехезкеля: два раза в 1 главе (1:4 и 1:27) и один раз в 8:2 не хашмаль, а хашмала. Во всех случаях его…

  • Самоубийство Елизаветы Герцен и "Иветта"

    В декабре 1875 г. Тургенев пишет в письме Анненкову: Любезнейший П(авел) В(асильевич), <..> имею Вам сообщить новость печальную и странную:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments