...последствия нескольких страшных потрясений, случившихся с российским обществом в последние сто лет, а также «негативную селекцию» — основу социальной политики сталинского времени (и отчасти последующих времен). Не будем забывать очевидную вещь: нынешнее население России есть потомки людей, случайно уцелевших в поражающей воображение мясорубке, что многое объясняет.
М:
...в СССР (в сталинские времена) <..> косили всех выделяющихся, так что чем больше ума и интуиции, чем человек талантливее и инициативнее, тем больше шансов у него было получить за это если не пулю, то лагерь. Посмотрите, что сделали с наукой, хоть с биологией. Вспомните "пароход философов".
Это действительно отрицательная селекция.
Я:
Никак не скажешь, что пассажиры "философского парохода" оказались не у дел и не повлияли на русскую культуру.
<..>
Категорически не согласен с идеей отбора через мясорубку: многие прошли через значительно более серьезные испытания и ничего.
M:
Мясорубка была весьма специфическим образом настроена: молола самых лучших. Причем дело не в политике - вспомните, что сделали с советской биологией. Всякий, кто выделялся, оказывался в группе риска. Я не верю в "генофонд нации", но проблема в том, что приобретенные признаки таки наследуются - через воспитание.
Я:
Вот где мололи всех выделяющихся, так это в Китае, причем по инициативе снизу, а не по разнарядке. И культурная революция была на 30 лет позже, чем 1937 г.
Согласен, что страна получилась малосимпатичная, но никак не скажешь, что несостоявшаяся.
М:
Китай и прочая юго-восточная Азия - это отдельная планета. Тут поля для сравнения нет. Да и на что они оказались способны - на отверточную сборку? Как и японцы, кстати, с их общим с китайцами "рисовым коллективизмом" (рекомендую Ланькова, он же ttt_kkk в ЖЖ).
В чем вообще состоит состоятельность страны?
Я:
Все отдельные планеты. Весь 19 век все только и говорили о России с ее особым общинным коллективизмом.
В чем состоятельность - вопрос непростой. Я не знаю простого ответа.
Самое смешное, что Кобрин в той же статье ругает власти за произвольное приспособление истории к своим сиюминутным идеологическим нуждам:
Исключительно важную роль в этом процессе играет прошлое, ставшее богатым ресурсом для такой политики. Прошлое используется для оправдания глупостей или преступлений, совершаемых властью — а также обществом по указанию или намеку власти. Создается иллюзия, что «история» может оправдать любое действие, ибо никакой моральной ответственности из манипуляций с прошлым не вытекает. Прошлое для нынешнего режима — ресурс вроде нефти или газа, который следует использовать самым выгодным для себя образом.
Разве разговоры о мясорубке - не то же самое использование ресурса?