?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О вкусах в поэзии

Многоуважаемый Туркменбаши!

Ваши стихи о матери, о нравственной чистоте ("юношам - честь, девушкам - стыд"), о миропорядке в семье и в государстве стали в современной туркменской жизни светскими молитвами. Сегодня литература теряет свою прежнюю силу. В такое время издание книги Ваших стихотворений на русском языке поднимет значимость поэзии. Байрам-хан и Алишер Навои принадлежат истории не только как выдающиеся государственные деятели, но и как первостепенные поэты. Сегодня такое счастливое сочетание еще важнее. Издание Вашей книги нам представляется в переводах лучших русских мастеров слова, которые еще остались, хотя их уже немного. Желаем Вам здоровья, вдохновения и долголетия на благо Туркменистана и Поэзии.

Евгений Рейн, лауреат Государственной, Пушкинской, Тепферовской, Царскосельской премий; Игорь Шкляревский, лауреат Государственной, Болдинской, Царскосельской, Пушкинской премий; Михаил Синельников, поэт-переводчик, академик РАЕН, лауреат премий "Дружбы народов" и "Глобус"

Нейтральный Туркменистан. 13 декабря 2004 г.

Евгений Рейн :Это решение [о присуждении Российской национальной премии "Поэт" Юлию Киму] невероятно снижает уровень премии. Стихи Юлия Кима, по-моему, примитивны. А все примитивное и убогое как-то неудобно называть этим высоким именем. Есть достаточное количество поэтов, которые законно претендуют на эту премию, но остаются ненагражденными.

Московский комсомолец 14 апреля 2015
 

Comments

idelsong
Apr. 14th, 2015 10:17 am (UTC)
Он объяснял, что не хватало на пельмени. По рассказу Татьяны Бек, он ей говорил:

- Ахматова писала стихи Сталину! Тарковский писал стихи Сталину! Им можно, а мне нельзя!.. Мне пельмени не на что купить!

Edited at 2015-04-14 10:18 am (UTC)
girsa_dejankuta
Apr. 14th, 2015 10:29 am (UTC)
Ой, бедный. Прям аж прослезилась.
messala
Apr. 14th, 2015 10:34 am (UTC)
Ну ладно, на пельмени он переводом "Намы", я думаю, заработал. А вот это-то бесплатное дополнение, да еще так писать - это зачем?
idelsong
Apr. 14th, 2015 10:37 am (UTC)
Это он не писал, а говорил в интервью. Это его принципиальная позиция - нелюбовь к бардовской песне. См. http://rezoner.livejournal.com/405110.html
messala
Apr. 14th, 2015 10:43 am (UTC)
Я не про Кима, а про Баши. Впрочем, я ошибся - это они только хотели перевести, но, кажется, так и не перевели.

Я думаю, что он был уверен, что все поймут, что это он так тонко прикалывается (ну как в совке), а он заодно и бабки сшибет. Но его не поняли.

Авторская песня - действительно не поэзия, даже в лучших своих проявлениях. Поэзия самодостаточна, музыка ее только портит.
scherkas
Apr. 15th, 2015 04:40 am (UTC)
Как-то категорично и не щедро очень Вы раздаете удостоверения поэта..
messala
Apr. 15th, 2015 08:00 am (UTC)
Вовсе нет. Я и удостоверений блондинов не выдаю, но от брюнетов их отличаю.
scherkas
Apr. 15th, 2015 07:54 pm (UTC)
Да, с блондинами проще.
Задела категоричность высказывания "Авторская песня - действительно не поэзия, даже в лучших своих проявлениях. Поэзия самодостаточна, музыка ее только портит."
Уважаю Ваше право на мнение, но тут я с ним не согласен, причем по обоим пунктам. Это к тому, что консенсуса по этому поводу явно нет :-)

messala
Apr. 16th, 2015 04:26 am (UTC)
Консенсуса вообще не бывает, это такое мифологическое животное. Его нет даже насчет того, летали ли американцы на Луну. Но это не делает блондинов брюнетами.
scherkas
Apr. 16th, 2015 08:28 am (UTC)
да-да, с блондинами я уже все понял. Хотя насчет шатенов гложат сомнения :-)

А у Вас есть какие-то определение поэта, под которое, например, Ким или Щербаков не попадают, а тот-же Рейн, или, скажем, Твардовский - да ?
messala
Apr. 16th, 2015 08:45 am (UTC)
Определения нет, но есть признаки, по которым можно опознать поэта, если опознающий наделен соответственным распознавательным органом. Прежде всего, поэта легко опознать по его продукции - он делает стихи.

А стихи - это ритмизованная речь, которая словами описывает то, что словами описать невозможно. В стихах форма не то чтобы важнее содержания, но у них другого содержания (отличного от формы) и нету. И наконец, стихи - это трансцендентная ретрансляция, по каковому признаку поэт таки да, весьма близок к пророку, т.е. он не творит, в сущности, а передает.

К сожалению, более формализуемых категорий ни для поэзии, ни для искусства в целом не существует, что и исключает тот самый консенсус - кто-то всерьез считает поэтом Быкова или Асеева. Но существует некий (с размытыми границами) консенсус людей, обладающих этим распознавательным органом.

Возвращаясь к Киму - Вы когда-нибудь видели человека, перечитывающего сборник текстов песен Кима? Я не утверждаю, что таких не существует, но это странное занятие, и то, что человек при этом получает, не есть "Ким".
scherkas
Apr. 16th, 2015 09:15 am (UTC)
Ваше определение само по себе настолько поэтично, что я уже почти признал Вас блондином :-)

Я бы как-то еще добавил эмоциональное влияние на читателя/слушателя. (кстати, поэт же не обязан быть только письменным, мы же Гомера,например, не уволим?). Форма вообще критически важна в искусстве, не только в поэзии, но также и в прозе, и в песне. Просто в песне есть еще дополнительное измерение - мелодия. Что же тут плохого?

Если честно, я также крайне редко видел людей, перечитывающих сборник Рейна.
(да и мое лично отношение к нему на 90% сформировано посвящением "Рождественского романса")
Зато достаточно часто видел людей переслушивающих, и даже перепевающих песни Кима.

Важнейший признак пророка - его влияние на людей. Не влияет - значит не пророк.
Пророчество, конечно, давно ушло из мира, но
по этой степени эмоционального влияния, мне кажется, Ким оставляет самого Рейна далеко-далеко позади.
(no subject) - messala - Apr. 16th, 2015 09:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - idelsong - Apr. 16th, 2015 09:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - messala - Apr. 16th, 2015 09:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - scherkas - Apr. 16th, 2015 09:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - messala - Apr. 16th, 2015 09:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - scherkas - Apr. 16th, 2015 10:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - messala - Apr. 16th, 2015 10:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - scherkas - Apr. 16th, 2015 10:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - messala - Apr. 16th, 2015 10:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - idelsong - Apr. 16th, 2015 11:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - messala - Apr. 16th, 2015 11:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - scherkas - Apr. 16th, 2015 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - messala - Apr. 16th, 2015 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scherkas - Apr. 16th, 2015 01:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - messala - Apr. 16th, 2015 01:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scherkas - Apr. 16th, 2015 09:31 pm (UTC) - Expand
Парщикова забыл (( - messala - Apr. 16th, 2015 01:13 pm (UTC) - Expand
Re: Парщикова забыл (( - scherkas - Apr. 16th, 2015 09:59 pm (UTC) - Expand
Re: Парщикова забыл (( - messala - Apr. 17th, 2015 06:43 am (UTC) - Expand
Re: Парщикова забыл (( - scherkas - Apr. 19th, 2015 06:49 am (UTC) - Expand
Re: Парщикова забыл (( - messala - Apr. 19th, 2015 09:16 am (UTC) - Expand
Re: Парщикова забыл (( - scherkas - Apr. 19th, 2015 11:22 am (UTC) - Expand
Re: Парщикова забыл (( - messala - Apr. 19th, 2015 06:47 pm (UTC) - Expand
Олег Юрьев - messala - Apr. 16th, 2015 01:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scherkas - Apr. 16th, 2015 10:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - messala - Apr. 16th, 2015 10:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - scherkas - Apr. 16th, 2015 10:41 am (UTC) - Expand
messala
Apr. 16th, 2015 08:47 am (UTC)
CORRIGENDA
Тьфу ты! Асадова, конечно, а не Асеева ))
Re: CORRIGENDA - alexcohn - Apr. 17th, 2015 09:10 pm (UTC) - Expand
egovoru
Sep. 7th, 2015 03:29 pm (UTC)
Последнее утверждение кажется мне весьма сомнительным, принимая во внимание такие свидетельства из первых рук, как, например, "Останься пеной, Афродита, и, слово, в музыку вернись" ;) Поверка алгеброй свидетельствует о том же: "In the European tradition the earliest surviving poems, the Homeric and Hesiodic epics, identify themselves as poems to be recited or chanted to a musical accompaniment".

Но мне в этой истории не понравилось другое. Допустим, Рейн и Кушнер не считают творчество Кима поэзией - очень хорошо: им предоставлено право проголосовать против присуждения ему премии. Однако, этого им показалось мало: они сочли нужным демонстративно выйти из состава жюри, обозначив тем самым, что мнение других членов этого жюри они считают менее компетентным, чем свое собственное.

Но, если они так считают, зачем же они согласились войти в состав такого некомпетентного жюри, как прошлые лауреаты той же самой премии? Значит, когда жюри присуждало премию им самим, они считали его компетентным, а когда Киму - нет? На мой взгляд, это выглядит весьма некрасиво и неумно, а? Если они считают жюри некомпетентным, они должны были бы в первую очередь отказаться от присужденной этим жюри премии им самим, не так ли? Примерно так, как это сделал Гриша Перельман?

Edited at 2015-09-07 03:36 pm (UTC)
messala
Sep. 7th, 2015 04:28 pm (UTC)
Надеюсь смайлик после цитаты обозначал то, для чего он и предназначен - иронию? Иначе надо признать, что мы Мандельштама диаметрально противоположным способом читаем.

По поводу ссылки я должен сказать, что моей (когда-то) научной узкой специализацией была именно поверка алгеброй гармонии античной поэзии, так что... Короче, героический гекзаметр никогда не пелся в нашем смысле этого слова - его не "клали на музыку". Но в связи с особенностями греческого музыкального ударения и долготы/краткости гласных стих сам собой представлял некоторую мелодическую линию.

В остальном я выше написал - возня за премии в поэзии настолько смешна и абсурдна, что непонятно, зачем ее обсуждать.

Profile

idelsong
hirsh_ben_arie

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner