hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

Про неизвестного солдата

9 ноября 1920 г., во вторую годовщину перемирия, тело неизвестного французского солдата извлекли из захоронения под Верденом и перевезли в Париж. Сначала думали похоронить его в Пантеоне, но затем решили похоронить под Триумфальной аркой и зажечь вечный огонь.

soldat

Торжественное захоронение, с участием президента, трех маршалов Франции (Фоша, Жоффра и Петена), английского и бельгийского премьер-министров, - состоялось 11 ноября 1920. Одновременно со второй годовщиной перемирия, это было еще и 50-летие Третьей республики.

Понятно, что коммунисты относились к торжеству резко отрицательно. Передовая статья в "Юманите", посвященная торжеству, называлась "L'infamie" = "Позор".

soldat inconnu

Карикатура в "Юманите" изображала генералов, политиков и прочих, стоящих на гробу неизвестного солдата, с надписью "Подставка". На другой карикатуре был изображен скелет неизвестного солдата и написано "Подумать только, они до сих пор меня не демобилизовали".

soldat inconnu 2
В том же номере газеты сообщалось об эвакуации врангелевской армии из Крыма.

wrangel

23 августа 1927 г. в Чикаго казнили анархистов Сакко и Ванцетти. Рабочее движение во всем мире отметило их казнь демонстрациями, в Париже, как положено, баррикадами, разбитыми витринами и сожженными автомобилями. Среди прочего, демонстранты, как сказано, "осквернили" - видимо, оплевали - могилу неизвестного солдата.

Таким образом, "классические" коммунисты не питали никаких теплых чувств ни к вечному огню, ни к  неизвестному солдату.

Когда Мандельштам в 1937 г. пытался опубликовать "Стихи о неизвестном солдате", он, конечно, имел в виду парижскую могилу. У него образ неизвестного солдата стал символом всей эпохи "крупных оптовых смертей". Он пытался опубликовать стихотворение, но ему, по словам Н. Мандельштам, сказали, что "что войны бывают справедливые и несправедливые и что пацифизм сам по себе недостоин одобрения".

Первый вечный огонь в СССР был зажжен в Тульской области в 1955 г. на братской могиле военного времени в пос. Первомайское, около Щекинского газокомбината. Инициатива исходила от директора завода С. Джобадзе, ветерана и героя войны. Он и пожертвовал свою государственную премию на создание памятника. Видимо, использовали газ, который всё равно нужно было сжигать. Государственного культа Победы не было и в помине.

1908-vechnyj-ogon-pervomajskij-stsokino-1955-2013

Через два года зажгли вечный огонь в Ленинграде. Но он не был посвящен Победе: его зажгли на в связи с 40-летием революции на Марсовом поле, где похоронены "жертвы революции" - так площадь официально называлась до войны - петроградские рабочие, а также Урицкий, Володарский и Нахимсон. Таким образом, и в 1957 г. для советского начальства культ Революции значил намного больше, чем культ Победы.

Ситуация изменилась после прихода Брежнева.

В 1965 г. зажгли вечный огонь в новгородском кремле. Опять-таки, инициатива исходила относительно снизу, хотя и была поддержана партийным начальством. Монумент с вечным огнем сделали, когда понадобилось перенести и объединить два находящихся там мемориала: братскую могилу 1944 г. и захоронения "жертв революции".

И только в 1966 г. было принято решение с большой помпой зажечь вечный огонь в Москве. Партийное начальство волновали мистические вопросы: как доказать, что кости принадлежат солдату, как доказать, что он не немец, что он не расстрелян заградотрядами за дезертирство. В 1966 г. нашли большую братскую могилу под Зеленоградом, там нашли останки с сохранившейся военной формой и ремнем, удовлетворявшие всем условиям.

547ee4802ab22
3 декабря 1966 г. гроб с останками перевезли на орудийном лафете из Зеленограда в Александровский сад. Вдоль всего Ленинградского шоссе стояли толпы людей.

И 8 мая 1967 г. факел с огнем привезли с Марсова поля. А. Маресьев вручил факел Брежневу, и тот зажег огонь. Видимо, этой датой нужно датировать начало нового культа.

9ab0735cff2cd7ecc0b5f229987

Надо сказать, что тогдашняя диссидентствующая интеллигенция хорошо понимала, что речь идет об официозе, и относилась к нему без пиетета. В песенке Кима "Диалог образца 1967 г" два интеллигента - в конце песенки оказывается, что они оба стукачи - обсуждают:

- А как вам эта глупая комедия
С мощами неизвестного солдата?


И тем же временем датируется - в другом жанре - песня Галича "Баллада о вечном огне":

Над немыми могилами - воплем! - надгробья...
Но порою надгробья - не суть, а подобья,
Но порой вы не боль, а тщеславье храните -
Золоченые буквы на черном граните!..
Tags: СССР, актуалии, история
Subscribe

  • (no subject)

    В какой русской <почти> народной песне герой умирает от теплового удара при хамсине?

  • Про аль-Хидра

    В Коране в суре аль-Кахф (Пещера) (18:60-82) есть загадочная история про Мусу, который со своим слугой отправился в место, где встречаются два моря.…

  • (no subject)

    Если кому интересно - вот запись моей вчерашней лекции "Звери-путешественники".

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • (no subject)

    В какой русской <почти> народной песне герой умирает от теплового удара при хамсине?

  • Про аль-Хидра

    В Коране в суре аль-Кахф (Пещера) (18:60-82) есть загадочная история про Мусу, который со своим слугой отправился в место, где встречаются два моря.…

  • (no subject)

    Если кому интересно - вот запись моей вчерашней лекции "Звери-путешественники".