hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

Про падших ангелов

Берешит 6:1-4

Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
<..>
В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.



В богатой литературе времен Второго Храма встречается только одна точка зрения: бней элоhим = сыны Божьи - это ангелы, в соответствии с Иов 1:6:

И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.


Так пишет Филон ("О гигантах"), так же пишет Иосиф Флавий (Древ 1:3:1):

Дело в том, что много ангелов вступило в связь с женщинами и от этого произошло поколение людей надменных, полагавшихся на свою физическую силу и потому презиравших все хорошее. Нечто подобное позволяли себе и известные по греческим преданиям гиганты.


Флавию, как всегда, важно привязать библейскую историю к тому, что знают греки.

В книгах Еноха, Юбилеев и многих других - история падших ангелов занимает центральное место. Именно они научили человечество плохому - причем "плохое" может означать разврат, насилие, колдовство, мистические тайны или даже обработка металлов - и привели его к потопу. Ангелы называются там по именам. некоторые из которых - Шамхазай, Азаэль - встречаются и у хазаль.

Версия, что бней элоhим означает не “ангелы”, а “сыновья судей”, впервые появляется в переводе Онкелоса. Собственно в Талмуде она не высказана, по-моему, нигде. Она есть в Сифрей Зута от имени р. Шимона бар Йохаи, и в Берешит Раба, тоже от имени р. Шимона б. Йохаи:

Р. Шимон б. Йохаи называл их сыновьями судей. Он проклинал всех, кто говорил, что это сыновья Божьи. Всякая пирца (как сказать? преступление? прорыв?), которая не от великих - это не пирца. [То есть коррупция является коррупцией, если она идет от элит]. Если священник крадет бога - кто же им поклянется или принесет жертву!? כומריא גנבו אלהיא מאן מומי ביה או מאן מקרב


Падшие же ангелы несколько раз упоминаются в Талмуде как-то стыдливо: по именам, но без объяснения, о чем речь.

Йома 67b:
Тана де-бей р. Ишмаэль: <Козел отпущения> к Азазелу - чтобы очистить от греха Узы и Азаэля.



В Гемаре не сказано, кто такие Уза и Азаэль - мы это узнаем от Раши.
И второе место:

Нида 61а:
Сихон и Ог - братья, сыновья Охии, сына Шамхазая.



Опять-таки, без Раши мы не знали бы, кто это такие. Охия встречается в другой кумранской рукописи - "Книге Гигантов". Эта книга была популятна у манихеев и известна на многих языках стран, где было распространено манихейство, вклюучая уйгурский и согдианский. Интересно, что вместе с Охией в ней упомянут гигант Гильгамеш - герой шумерского эпоса.

Таким образом, остросоциальная идея, что коррумпированные элиты привели мир к потопу - исходит из окружения р. Акивы, и ни разу, по-моему, не появляется собственно в Талмуде.

А идея, что это падшие ангелы, исходит из окружения р. Ишмаэля, отстаивающего, не забудем, принцип "Тора говорит на языке людей".

Таким образом, для хазаль падшие ангелы - это описание истории "человеческим языком", а совращение человечества детьми ответственных работников - остросоциальный мидраш.

В Средние века восприятие меняется. Комментаторы чувствуют себя все более неловко с падшими ангелами, и все сильнее настаивают, что бней элоhим - это дети судей и начальников. А вариант с падшими ангелами считают неправдоподобным мидрашом.

Раши к Берешит 6:2-4 говорит:

Сыновья правителей и судей. Везде в Писании слово Элоhим означает власть, господство. Это докажут <такие примеры>: «А ты <Моше> будешь ему <Аhарону> Элоhим» [Шмот 4:16]; «Смотри, Я поставил тебя Элоhим фараону» [Шмот 7, 1].


А падших ангелов вспоминает совсем в другом месте - там, где комментирует слова мераглим (шпионов) (Бемидбар 13:33):

И там видели мы исполинов (нефилим), сынов Анака, из исполинов.


Раши к этому стиху говорит:

Это великаны, богатыри, из сынов Шамхазая и Азаэля, павших с небес во дни поколения Эноша.


Дело в том, что здесь его не интересует, были ли падшие ангелы или это популярная сказка. Стих, который он комментирует - это прямая речь мераглим, вернувшихся из похода по Эрец Исраэль. Те страшно напуганы великанами, они упоминают их в качестве последнего аргумента, даже после того, как упоминают "землю, поедающую живущих на ней". Не напуганы только Калев и Йеhошуа - недаром Калев получает в удел Кирьят-Арбу, то место, где жили великаны. И вот мераглим говорят: "Мы видели нефилим из тех самых нефилим, о которых вы слышали". Вот эти их слова Раши и объясняет.
Tags: ТаНаХ, гемара, мидраш
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments