Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
<..>
В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
В богатой литературе времен Второго Храма встречается только одна точка зрения: бней элоhим = сыны Божьи - это ангелы, в соответствии с Иов 1:6:
И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
Так пишет Филон ("О гигантах"), так же пишет Иосиф Флавий (Древ 1:3:1):
Дело в том, что много ангелов вступило в связь с женщинами и от этого произошло поколение людей надменных, полагавшихся на свою физическую силу и потому презиравших все хорошее. Нечто подобное позволяли себе и известные по греческим преданиям гиганты.
Флавию, как всегда, важно привязать библейскую историю к тому, что знают греки.
В книгах Еноха, Юбилеев и многих других - история падших ангелов занимает центральное место. Именно они научили человечество плохому - причем "плохое" может означать разврат, насилие, колдовство, мистические тайны или даже обработка металлов - и привели его к потопу. Ангелы называются там по именам. некоторые из которых - Шамхазай, Азаэль - встречаются и у хазаль.
Версия, что бней элоhим означает не “ангелы”, а “сыновья судей”, впервые появляется в переводе Онкелоса. Собственно в Талмуде она не высказана, по-моему, нигде. Она есть в Сифрей Зута от имени р. Шимона бар Йохаи, и в Берешит Раба, тоже от имени р. Шимона б. Йохаи:
Р. Шимон б. Йохаи называл их сыновьями судей. Он проклинал всех, кто говорил, что это сыновья Божьи. Всякая пирца (как сказать? преступление? прорыв?), которая не от великих - это не пирца. [То есть коррупция является коррупцией, если она идет от элит]. Если священник крадет бога - кто же им поклянется или принесет жертву!? כומריא גנבו אלהיא מאן מומי ביה או מאן מקרב
Падшие же ангелы несколько раз упоминаются в Талмуде как-то стыдливо: по именам, но без объяснения, о чем речь.
Йома 67b:
Тана де-бей р. Ишмаэль: <Козел отпущения> к Азазелу - чтобы очистить от греха Узы и Азаэля.
В Гемаре не сказано, кто такие Уза и Азаэль - мы это узнаем от Раши.
И второе место:
Нида 61а:
Сихон и Ог - братья, сыновья Охии, сына Шамхазая.
Опять-таки, без Раши мы не знали бы, кто это такие. Охия встречается в другой кумранской рукописи - "Книге Гигантов". Эта книга была популятна у манихеев и известна на многих языках стран, где было распространено манихейство, вклюучая уйгурский и согдианский. Интересно, что вместе с Охией в ней упомянут гигант Гильгамеш - герой шумерского эпоса.
Таким образом, остросоциальная идея, что коррумпированные элиты привели мир к потопу - исходит из окружения р. Акивы, и ни разу, по-моему, не появляется собственно в Талмуде.
А идея, что это падшие ангелы, исходит из окружения р. Ишмаэля, отстаивающего, не забудем, принцип "Тора говорит на языке людей".
Таким образом, для хазаль падшие ангелы - это описание истории "человеческим языком", а совращение человечества детьми ответственных работников - остросоциальный мидраш.
В Средние века восприятие меняется. Комментаторы чувствуют себя все более неловко с падшими ангелами, и все сильнее настаивают, что бней элоhим - это дети судей и начальников. А вариант с падшими ангелами считают неправдоподобным мидрашом.
Раши к Берешит 6:2-4 говорит:
Сыновья правителей и судей. Везде в Писании слово Элоhим означает власть, господство. Это докажут <такие примеры>: «А ты <Моше> будешь ему <Аhарону> Элоhим» [Шмот 4:16]; «Смотри, Я поставил тебя Элоhим фараону» [Шмот 7, 1].
А падших ангелов вспоминает совсем в другом месте - там, где комментирует слова мераглим (шпионов) (Бемидбар 13:33):
И там видели мы исполинов (нефилим), сынов Анака, из исполинов.
Раши к этому стиху говорит:
Это великаны, богатыри, из сынов Шамхазая и Азаэля, павших с небес во дни поколения Эноша.
Дело в том, что здесь его не интересует, были ли падшие ангелы или это популярная сказка. Стих, который он комментирует - это прямая речь мераглим, вернувшихся из похода по Эрец Исраэль. Те страшно напуганы великанами, они упоминают их в качестве последнего аргумента, даже после того, как упоминают "землю, поедающую живущих на ней". Не напуганы только Калев и Йеhошуа - недаром Калев получает в удел Кирьят-Арбу, то место, где жили великаны. И вот мераглим говорят: "Мы видели нефилим из тех самых нефилим, о которых вы слышали". Вот эти их слова Раши и объясняет.