И было ко мне слово Господне:
сын человеческий! если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступив от Меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот;
и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, - то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог.
Или, если бы Я послал на эту землю лютых зверей, которые осиротили бы ее, и она по причине зверей сделалась пустою и непроходимою:
то сии три мужа среди нее, - живу Я, говорит Господь Бог, - не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они, только они спаслись бы, земля же сделалась бы пустынею.
Или, если бы Я навел на ту землю меч и сказал: «меч, пройди по земле!», и стал истреблять на ней людей и скот,
то сии три мужа среди нее, - живу Я, говорит Господь Бог, - не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они только спаслись бы.
Или, если бы Я послал на ту землю моровую язву и излил на нее ярость Мою в кровопролитии, чтобы истребить на ней людей и скот:
то Ной, Даниил и Иов среди нее, - живу Я, говорит Господь Бог, - не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души.
Список праведников вызывает вопросы: праведность Ноаха как раз смогла спасти его сыновей; сыновья Иова погибли, но вовсе не за грехи; про детей Даниэля мы ничего не знаем, да и могли ли они быть: по простому пониманию текста Даниэль - евнух. Кроме того, если Ноах и Иов - древние легендарные праведники, то Даниэль - младший современник Ехезкеля, его появление в этом списке странно. Добавим к этому, что в этом месте есть кри и ктив: читается Даниэль (דניאל), а написано Данэль (דנאל).
Даниэль появляется и еще в одном месте: в Ехезкель 28:
И было ко мне слово Господне:
сын человеческий! скажи начальствующему в Тире: так говорит Господь Бог: за то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: «я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей», и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим, -
вот, ты премудрее Даниила, нет тайны, сокрытой от тебя;
<..>
за то так говорит Господь Бог: так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божиим,
вот, Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости и помрачат блеск твой;
низведут тебя в могилу, и умрешь в сердце морей смертью убитых.
И здесь те же странности: младший современник оказывается легендарным образцом мудрости для царя Цора, совершенно другой страны. И тоже пишется Данэль, а читается Даниэль.
Несмотря на все странности, средневековые коментаторы не знают никакого другого Даниэля. Его появление в этом списке они объясняют так: Ноах, Иов, и Даниэль - каждый из них видел мир построенный, потом разрушенный, а потом заново построенный. Ноах видел мир до потопа, затем потоп, а затем восстановленный мир после потопа. Иов видел благополучную жизнь своей семьи, затем всеобщую гибель и разрушение, а затем новую благополучную семью. Даниэль видел Первый Храм, разрушение, и восстановленный Второй Храм. И в это объяснение Даниэль плохо вписывается: в момент пророчества Даниэль еще не видел Второго храма!
Загадка несколько прояснилась после открытия Угаритской библиотеки. Угарит (Рас Шамра) - это город на севере Сирии. Его расцвет приходится на 15 в. до н. э., а окончательная гибель - на 12 в. до н. э. В 1929 г., когда его раскопали, там нашли огромную библиотеку. Тексты написаны клинописью, но письмо алфавитное, а северно-семитский язык близок к ивриту и ханаанским языкам. Это - единственная библиотека народа, близкого к ханаанеянам/финикийцам, и тем самым единственная возможность заглянуть в их эпос.
Среди прочих интересных вещей, там нашли довольно длинный текст так называемого эпоса Акhата (в принятой русской транслитерации почему-то Акхита).
Таблица с эпосом Акhaта хранится в Лувре.
Там рассказывается о праведном царе Данэле, который сидел в воротах и
Судил суд вдовы
Разбирал тяжбу сироты
ידן דן אלמנת
יתפט תפט יתם
(ср., напр. Дварим 10:18 ...дает суд сироте и вдове - עושה משפט אלמנה ויתום).
Бездетный Данэль молится и приносит жертвы богам, чтобы у него родился сын. Он надевает специальные льняные одежды и - как сказать - ритуально спит в специальной комнате - חנת - при храме Баала (Ср. с Бил'амом и, может быть, Шмуэлем). На седьмую ночь ему является во сне Баал и говорит, что он умолил верховного бога Эля, чтобы у Данэля родился сын.
У него рождается сын-богатырь Акhат. Однажды Данэля навещает бог морской торговли и ремесел Котар (говорят,=כושר). Данэль бежит к жене и велит приготовить ягненка и устроить пир для Котара, которого он называет "хозяином Египта" (בעל חקפט).
Котар в благодарность за теоксению дарит Акhату лук. Богиня Анат завидует Акhату и пытается раздобыть лук, предлагает ему взамен богатство, бессмертие, свою любовь, угрожает – но он отказывается.
Тогда Анат просит богатыря Ятпана убить Акhата. Ятпан превращается в орла, и вместе со стаей орлов забивает Акhата насмерть. Сестра Акhата Пуат узнает о несчастьи, от нее узнает Данэль, в горе он проклинает облака, и наступает семилетняя засуха.
Данэль ищет останки Акhата, находит его части в желудах орлов, собирае их и хоронит Акhата у воды в месте под названием כנכת (Кинерет?). Пуат решает отомстить Ятпану, находит его и поит его вином допьяна...
На этом известный нам текст обрывается. Предполагают, что ей удается отомстить Ятпану, воскресить Акhата и прекратить засуху.
Распространена точка зрения, что Ехезкель имеет в виду именно этого Данэля. В самом деле, царю Цора естественно сравнивать себя с легендарным мудрецом финикийского эпоса.
Естественно смотрится Данэль в списке нееврейских праведников, вместе с Ноахом и Иовом. Все они, как говорит мидраш, видели гибель своего мира и, если предположение об окончании верно, его возрождение.