hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Category:

Деиудаизация караимов

Караимы (от ивр. Микра - Писание) появились в Ираке в 8 в. Их отличие от раввинистического иудаизма примерно такое же, как отличие шиитов от суннитов: они отрицают устную традицию - сунну (как Мишна), призывают к буквальному пониманию текста Писания.

Группы, не признававшие авторитет Устной Торы, были влиятельны во времена Храма - это цдуким (саддукеи), Талмуд еще упоминает загадочных боэтусим - загадочных, потому что никакие другие источники их не упоминают. Непонятно, были ли какие-нибудь рудиментарные саддукейские группы между 1 и 8 вв., но караимы, разумеется, стремились подчеркнуть преемственность с древними группами.

Полного раскола между караимами и раввинистами не было: в глазах окружающих народов те и другие были евреями, внутри общин шла горячая полемика, особенно в 10-12 вв. Так, есть серьезные основания полагать, что семейство Бен Ашер, из которого исходит самый древний масоретский текст - Алеппский кодекс - было караимским. Кодекс сначала хранился в караимской синагоге в Иерусалиме, затем после прихода крестоносцев был выкуплен и хранился в караимской синагоге в Каире, а уже затем перешел к Рамбаму.

Исход полемики в каждом конкретном случае зависел от авторитета спорящих ученых: в Египте до приезда Рамбама большинство составлявли караимы, с приездом Рамбама – равновесие сместилось к раввинистам, но караимы все равно оставались. В Западной Европе караимов вроде не бывало, только в мусульманском мире и в Византии.

По легенде, в Литве караимы появились одновременно с татарами при Витовте в конце 14 в. Не знаю, ввозил ли он евреев-раввинистов из Крыма (там они были, но немного), но из Западной Европы ввозил много.

В Речи Посполитой караимы считались евреями и платили налоги через еврейские общины, как и в Османской империи.

Ашкеназские раввины, незнакомые с караимами, приравнивали их к неевреям, а восточные всегда считали их евреями, хотя и видели трудности со смешанными браками: у караимов возможен развод по инициативе жены или суда, а с точки зрения hалахи такой развод недействителен, и дети разведенной женщины от нового брака будут незаконнорожденными.

Новая ситуация возникла, когда караимские общины Речи Посполитой и Крыма вошли в состав Российской империи. В 1794 г. Екатерина II ввела двойное налогообложение евреев:

Позволив евреям отправлять мещанские и купеческие промыслы их в губерниях: Минской, Изъяславской, Брацлавской, Полоцкой, Могилевской, Киевской, Черниговской, Новгород-Северской, Екатеринославской и Области Таврической, записываться по городам в мещанство и купечество, повелеваем с тех из упомянутых евреев, которые таковым дозволением пользоваться желают, собирать с 1 числа следующего июля установленные подати вдвое противу положенных с мещан и купцов христианского закона разных исповеданий; которые же не похотят остаться, таковым дать свободу, на основании Положения о городах, по заплате трехлетней двойной подати, выехать из империи нашейже не похотят остаться, таковым дать свободу, на основании Положения о городах, по заплате трехлетней двойной подати, выехать из империи нашей…

Делегация крымских караимов отправилась к генерал-губернатору Платону Зубову и добилась от него освобождения караимов от двойного налогобложения. Вскоре это было распространено и на литовских караимов. С этого эпизода берет начало процесс деиудаизации караимов Российской империи.

В 1839 г. одесское общество истории и древностей и Таврический губернатор Муромцев, обратилось к евпаторийскому гахаму Симе Бобовичу с предложением поручить караимским ученым представить ответы на следующие вопросы: 1) «В какое время и по какой надобности пришли сюда К. и поселились здесь в Крыму?» 2) «Откуда и от какой нации происходят К.?» 3) «Какие их свойства, нравы и занятия?» 4) «Не находится ли и не находилось ли между К. знаменитых мужей, прославивших век свой отличными их деяниями?» 5) «Не имеется ли у них летописей от их предков, которые бы могли доказать, что их вера самая древняя?» 6) «По какой причине К. отделились от раббанитов и какая между ними разница в рассуждении их веры?»

Бобович созвал депутатов всех караимских общин в Крыму для совещания об ответе на эти вопросы. Они поручили ученому Аврааму Фирковичу составить ответы, тот заручился полномочиями генерал-губернатора гр. Воронцова и отправился искать древние документы. Полномочия позволяли ему изымать древние рукописи у раббанитских общин в Крыму и на Кавказе, что он активно и делал. Позже он совершил путешествие в Палестину и Египет, где собрал огромную коллекцию древностей самаритянских и из Каирской генизы. На основании этих документов, богатой фантазии, фальсифицированных надгробных памятников - он заявил, что крымские караимы - это потомки 10 колен Израилевых, гарнизон которых был отправлен в Крым Киром и Камбизом.


Авраам Фиркович

В 1855 г. по инициативе Фирковича караимы обратились к царскому правительству: поскольку их предки поселились в Крыму еще при Камбизе и не участвовали в казни Иисуса, они просят правительство снять с них ограничения в правах, наложенные на евреев. Просьба была услышана, и в 1863 г. все ограничения с караимов были сняты.  С аналогичным письмом, тоже с помощью Фирковича, обратились к австрийским властям караимы Галиции и тоже были приравнены в правах к христианам.

Правда, местные власти нередко все считали караимов евреями, и министерство внутренних дел периодически вынуждено было давать разъяснения на эту тему, последнее - за подписью Столыпина в 1910 г.



Дальнейшие изменения караимского самосознания в первой половине 20 в. связаны с новым поколением - людей, воспользовавшихся плодами политических достижений Фирковича, получивших университетское образование и продвинувшихся по российской служебной лестнице. С.М.Шапшал - выпускник СПБ университета по факультету восточных языков, был послан в 1901 г. по заданию МИДа в Персию в качестве преподавателя русского языка для наследника шахского престола Мохаммеда Али. Они очень подружились, и когда в 1907 г. Мохаммед Али занял престол, Шапшал стал его советником и генерал-адъютантом.


С.М.Шапшал

В Персии происходила конститиционная революция. По совету Шапшала шах разогнал парламент, но это не помогло, революция только усилилась, и в 1908 г. по категорическому требованию восставших Шапшал был изгнан из Персии (шах через год последовал за ним).

Среди прочего, Шапшал занялся караимской этнографией. Его уже не устраивали идеи Фирковича о 10 коленах, караимы должны были иметь тюркское - то есть, по его представлениям, арийское – происхождение. И Моисееву веру они приняли не по-настоящему, а вообще-то сохранили древнетюркский культ Тенгри. И Витовт, конечно, привел их в Литву не в качестве торговцев и ремесленников, а в качестве смелых воинов.

В 1915 г. Шапшал был избран гахамом Караимского духовного правления Таврического и Одесского. В 1920 г. он бежал из Крыма в Турцию (как он впоследствии писал в советской автобиографии, от преследований врангелевской контраазведки за просоветские взгляды), а в 1928 г. перебрался в Литву и был избран гахамом караимских общин Польши и Литвы.

Его политика состояла в максимальной де-иудаизации караимского наследия. Иврит был максимально исключен из употребления, названия праздников переведены на татарский язык, вся символика, как-либо связанная с иудаизмом - ликвидирована.


Кенасса в Тракае. На фотографии 1932 г. (слева) - видны шестиконечная звезда на воротах и на куполе; на фотографии 1938 г. (справа) шестиконечная звезда отсутствует.

После прихода в Литву Советов Шапшал снял с себя полномочия гахама - к тому времени, по его предложению, должность называлась гахан, не от еврейского хахам, а от тюркского каган - затем, после прихода немцев, снова принял. После вторичного прихода Советов - уцелел, вторично снял с себя полномочия и до самой смерти в 1961 г. работал старшим научным сотрудником Института истории Литовской АН.

После принятия Нюрнбергских законов небольшая группа караимов, проживавших в Берлине - в основном бывшие врангелевские офицеры - обратились в министерство внутренних дел с просьбой орличать их от евреев, как отличала даже царская власть. В Ленинград был командирован профессор-востоковед Кале, он изучил архивные документы, связанные с караимами, и после повторного обращения бывшего евпаторийского городского головы Дувана, в 1939 г. караимы получили от МВД охранную грамоту.

После нападения Германии на Советский Союз в разных местах бывало по разному: в Тракае, Луцке и Галиче караимов не трогали, а в Киеве - расстреляли в Бабьем Яру. После захвата Крыма, где караимов было больше всего, руководство Айнзацгруппы послало запрос в Берлин и получило ответ от Гиммлера, что караимские общины нельзя считать еврейскими и даже царское правительство не считало из евреями, что же касается их расового происхождения, оно, судя по всему, монгольское, и они не подлежат уничтожению.

К слову сказать, аналогичный запрос был послан относительно крымчаков - евреев-раббанитов, живущих в Крыму. Был получен ответ, что их надо считать евреями, и что они подлежат уничтожению. Но запрос выиграл время, Красная Армия высадилась в Керчи, и кое-кто из керченских крымчаков успел эвакуироваться.

Но вопрос о статусе караимов не переставал волновать ведомство Розенберга, и оно продолжало заниматься изысканиями. Среди прочего, в августе-ноябре 1942 г. они обратились к нескольким еврейским ученым, находившимся в разных гетто: Меиру Балабану в Варшаве, Зелику Калмановичу в Вильно, и Лейбу Ландау во Львове, - с просьбой написать записки о происхождении караимов. Все они, не сговариваясь, вопреки своим довоенным научным взглядам, написали, что караимы не происходят от евреев. Калманович перед войной проводил публичный диспут с Шапшалом, теперь он публично заявил, что в свете новых материалов он признает свою неправоту.

В постсоветское время руководство караимских общин продолжает политику де-иудаизации, начатую Фирковичем и Шапшалом. Можно, наверное, сказать, что караимы претерпели эволюцию, очень похожую на национальное возрождение восточноевропейских народов: ученые-этнографы в качестве руководителей нации; создание национальной мифологии, во многом основанной на заведомых фальсификациях; политические успехи, основанные на международном признании этой мифологии.  В бывшем СССР сейчас живет около 2000 караимов (они теперь предпочитают называть себя карайлар).

Отметим, что все эти процессы никак не затронули караимов на Востоке: они по-прежнему считали себя евреями; участвовали в сионистском движении (египетский караим Моше Марзук был казнен в 1955 г. в связи с делом Лавона); и в массе приехали в Израиль. В Израиле живет около 40000 караимов, большинство в городах, есть несколько сельскохозяйственных поселений, населенных почти исключительно караимами. Р. Овадия и р. Мордехай Элияhу отменили прежние ограничения на браки с караимами.
Tags: еврейская история, история
Subscribe

  • (без темы)

  • (без темы)

    – За ширмами поехали и за кирпичом. Перегородки будут ставить. – Черт знает, что такое! – Во все квартиры, Филипп Филиппович,…

  • (без темы)

    Я всегда говорил, что ЖЖ - это такой совок: удобная платформа для умных разговоров за полночь на кухне под стакан. И вчера, когла упали ФБ, Вотсапп…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

  • (без темы)

  • (без темы)

    – За ширмами поехали и за кирпичом. Перегородки будут ставить. – Черт знает, что такое! – Во все квартиры, Филипп Филиппович,…

  • (без темы)

    Я всегда говорил, что ЖЖ - это такой совок: удобная платформа для умных разговоров за полночь на кухне под стакан. И вчера, когла упали ФБ, Вотсапп…