В окрестности Богучарова были всё большие села, казенные и оброчные помещичьи. Живущих в этой местности помещиков было очень мало; очень мало было также дворовых и грамотных, и в жизни крестьян этой местности были заметнее и сильнее, чем в других, те таинственные струи народной русской жизни, причины и значение которых бывают необъяснимы для современников. Одно из таких явлений было проявившееся лет двадцать тому назад движение между крестьянами этой местности к переселению на какие-то теплые реки. Сотни крестьян, в том числе и богучаровские, стали вдруг распродавать свой скот и уезжать с семействами куда-то на юго-восток. Как птицы летят куда-то за моря, стремились эти люди с женами и детьми туда, на юго-восток, где никто из них не был. Они поднимались караванами, поодиночке выкупа́лись, бежали, и ехали, и шли туда, на теплые реки. Многие были наказаны, сосланы в Сибирь, многие с холода и голода умерли на дороге, многие вернулись сами, и движение затихло само собой так же, как оно и началось без очевидной причины.
Война и мир 3:2:9
Комментарий Г.В.Краснова в собрании сочинений сообщает:
...к переселению на какие-то теплые реки. — По-видимому, имеются в виду факты массового бегства крепостных на «свободные» земли Северного Кавказа, Молдавии.
Молдавии? Бессарабия только стала частью России в мае 1812 г., а тут речь идет о событиях лет за 20 до 1812 г., т.е. 1792 г. Видимо, правильно связать переходы на теплые реки с указом Павла Петровича от 12 декабря 1796 г., положившим конец подобным переходам:
ИЗ УКАЗА ПАВЛА I «О ПРЕКРАЩЕНИИ САМОВОЛЬНОГО ПЕРЕХОДА ПОСЕЛЯН С МЕСТА НА МЕСТО В ГУБЕРНИЯХ: ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЙ, ВОЗНЕСЕНСКОЙ, КАВКАЗСКОЙ И ОБЛАСТИ ТАВРИЧЕСКОЙ, РАВНО КАК И ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ИЗ ДРУГИХ ГУБЕРНИЙ В ОНЫЕ, О СПОСОБАХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ, ПОТЕРПЕВШИХ ОТ СИХ ПЕРЕХОДОВ И О ШТРАФАХ ЗА ПРИЕМ И ДЕРЖАНИЕ БЕГЛЫХ ЛЮДЕЙ»
12 декабря 1796 г.
Известно нам, что в полуденном краю государства нашего, заключающего в себе губернии: Екатеринославскую, Вознесенскую, Кавказскую и область Таврическую, своевольные переходы поселян с места на место наносили многим из тамошних обитателей великие в заведениях их расстройства и даже разорения, и что вкоренившемуся злу сему, поколико оно сделалося там общим, до приведения всех жителей тех губерний в известность воспрепятствовать не было средства без употребления самых крайних мер. А между тем подавало сие повод корыстолюбцам, забывшим присягу, отважиться на подговоры туда к побегу крестьян из самых внутренних губерний, в которых многие помещики лишились своих крестьян. Для прекращения всего того, и дабы единожды навсегда водворить в вышеупомянутых местах по сей части порядок, и утвердить в вечность собственность каждого владельца, за благо признали мы постановить:
1. Чтобы в губерниях: Екатеринославской, Вознесенской, Кавказской и области Таврической каждый из поселян остался в том месте и звании, как он по нынешней ревизии написан будет, а также на Дону и на острове Тамане с состояния сего указа нашего.
2. Чтоб удовлетворить тем владельцам, которые чрез бывшее доселе в оных местах нетвердое по сей части положение претерпели, и до сего указа нашего отыскали своих беглых крестьян, у кого именно они находятся, принеся о том жалобы, куда следует, взыскать с помещиков или их селений, которые беглых крестьян приняли, за всякую мужеска пола душу по 50 рублей в два года, и отдать оные деньги владельцу, кому те крестьяне принадлежали; а буде они не похотят заплатить деньгами, возвратить крестьян помещику…
3. Утвердить непременное пребывание поселян на местах ими обитаемых, и воспрещая отныне вольному их перехождению, если после сего помещичьи селения беглых людей к себе примут и держать будут, с таковыми поступать по указу 13 мая 1754 года, без малейшего послабления…
Указ датирован 12 декабря, то есть меньше чем через 40 дней после смерти Екатерины и воцарения Павла. Из самого текста указа ясно, что бегство крестьян из самых внутренних губерний стало повсеместным и ажиотажным. И самодур Павел понимает, что можно попробовать постепенно прекратить массовое переселение, но не пытается навести порядок и возвратить беглецов владельцам.
Период, в течение которого богучаровские крестьяне могли попытаться бежать в Новороссию, таким образом, между 1791 г. (конец русско-турецкой войны) и 1797 - указом Павла.
Но боюсь, что Толстой неправ, объясняя "таинственными струями" начало и конец движения. Движение началось, потому что Потемкин в своем желании заселить Новороссию смотрел сквозь пальцы на беглых помещичьиз крестьян, и закончилось с указом Павла. Таинственные струи совершенно рациональны.