hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Category:

Верблюды у праотцов

В историях праотцов верблюды играют важную роль. Раб Авраама загадывает у колодца, что девушка, которая на просьбу напоить его водой, скажет: "Пей, и верблюдов твоих напою" - годится в жены Ицхаку.

Ривка, увидев издалека своего будущего мужа, падает с верблюда (по большинству комментариев и переводов, слезает, но мне больше нравится, чтобы упала, как написано).

Связанный с этим анахронизм - давняя головная боль религиозных людей. По данным археологов, верблюды были одомашнены и стали популярны в Аравии не раньше 12 в. до н. э. Самые ранние верблюжьи кости, найденные в Израиле, датируются даже не 12, а 10 вв. до н. э.

Появление в Аравии одомашненных верблюдов находит отражение в ТаНаХе. В войне Гид'она с мидианитянами в книге Шофтим говорится:

7:12 Мидианитяне же и Амаликитяне и все жители востока расположились на долине в таком множестве, как саранча; верблюдам их не было числа, много было их, как песку на берегу моря.



А между тем, при описании трофеев, захваченных у мидианитян во времена Моше, бросается в глаза отсутствие верблюдов (Бемидбар 31:32-35):

И было добычи, оставшейся от захваченного, что захватили бывшие на войне: мелкого скота шестьсот семьдесят пять тысяч,
крупного скота семьдесят две тысячи,
ослов шестьдесят одна тысяча,
людей, женщин, которые не знали мужеского ложа, всех душ тридцать две тысячи.



Вопиющее отсутствие в этом списке верблюдов не осталось не замеченным средневековыми комментаторами. Даат Зкеним к этому месту пишут:

И надо разобраться, почему в списке мидианских трофеев не упомянуты верблюды, в то время как в дни Гид'она их было без счета, и нигде не сказано, что они появились позже.



Точно так же, вопиюще отсутствуют верблюды в списке скота, отданного египтянами Йосефу за хлеб (Берешит 47:17):

И привели они свои стада к Йосефу, и давал им Йосеф хлеб за лошадей и за стада мелкого скота я за стада крупного скота, и за ослов.



Это, между прочим, первое в упоминание в ТаНаХе лошадей.

Бесконечные дебаты на эту тему породили бесчисленное количество анти- и прорелигиозной апологетики, так что разобраться в вопросе стало очень трудно.

Но вроде бы вот как. Как все знают, существует два вида домашних верблюдов: одногорбые дромадеры Camelus dromedarius, и двугорбые бактрианы C. bactrianus. Диких дромадеров не осталось, не очень понятно, где они жили, то ли в Аравии, то ли в Сомали.

Есть еще дикий C. ferus - двугорбый, но менее лохматый, чем бактриан, в наше время он сохранился в Монголии и Гоби, но исторический ареал простирается от Малой Азии до Средней Азии и Китая.

camels
Так вот, дромадеры, как я уже говорил, одомашнены очень поздно - не раньше 12 в. до н. э. А бактрианы - гораздо раньше, в Туркмении и восточном Иране находят следы одомашнивания, датируемые 2500-3000 г. до н.э.

В Израиле и в Египте их, конечно, не знали. Но в Месопотамии и даже в Сирии - знали.

В шумерской поэме, посвященной бракосочетанию богини Иннаны и бога-пастуха Думмузида говорится (прошу прощения, не нашел по-русски):

Make the milk yellow for me, my bridegroom,
make the milk yellow for me,
and I will drink the milk with you, my bridegroom!
Wild bull Dumuzid, make the milk yellow for me,
and I will drink the milk with you, my bridegroom!
…… the goat’s milk …… the fold;
lord (?) of all things, fill my holy churns.
Dumuzid, …… camel’s milk.
The milk of the camels …….
Their butter and milk are sweet, …….
Lord Dumuzid, …… I will drink the milk with you



Говорят, что у шумеров были разные обозначения для бактрианов и дромадеров, соответственно, в данном случае речь, похоже, идет о бактрианах.

Удивительно, но бактриан появляется и гораздо западнее, в аморейском городе Алалах на границе Сирии и Турции. На цилиндрической печати изображен несомненный бактриан, на двух горбах которого лицом друг к другу сидят два седока. Печать датируется 16-18 вв до н. э. Еще один клинописный текст из того же Алалаха пишет: "1 мера корма - верблюд".

Alalakh

Таким образом, в Ханаане, похоже, верблюдов не было. Но Авраам, выходец из Ур Касдим, долго живший в Харране, совсем рядом с Алалахом, вполне мог быть знаком с верблюдами, видимо, бактрианами.
Tags: ТаНаХ, история, о верблюдах
Subscribe

  • И еще про другую новость, столь будоражащую сети

    Тогда и сказал ей король: "Приди ко мне ни одетая, ни нагая, ни верхом, ни в повозке, ни по дороге, ни без дороги, и если ты это сможешь, то я…

  • (no subject)

    Нахон, "Анна Каренина"... Все смешалось в доме Облонских. Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой,…

  • Мандельштам и "мертвая петля"

    В "Путешествии в Армению" Мандельштам пишет: Началось разливание по рюмкам виноградных московских вин, милое отнекивание женщин и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • И еще про другую новость, столь будоражащую сети

    Тогда и сказал ей король: "Приди ко мне ни одетая, ни нагая, ни верхом, ни в повозке, ни по дороге, ни без дороги, и если ты это сможешь, то я…

  • (no subject)

    Нахон, "Анна Каренина"... Все смешалось в доме Облонских. Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой,…

  • Мандельштам и "мертвая петля"

    В "Путешествии в Армению" Мандельштам пишет: Началось разливание по рюмкам виноградных московских вин, милое отнекивание женщин и…