hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Category:
О синкретической иудео-языческой религии ипсистиариев в Малой Азии мы знаем из двух письменных источников 4 в. Григорий Богослов пишет о своем отце:

…он был отростком корня не весьма похвального, не принесшего плодов благочестия, не в дому Божием насажденного, но весьма странного и чудовищного, который составился из двух противоположностей — из языческого заблуждения и подзаконного мудрования, допустив в себе некоторые части того и другого, а некоторые устранив. Последователи этого учения, отвергая идолов и жертвы, поклоняются огню и светильникам, а уважая субботу и до мелочи соблюдая постановления о животных, не принимают обрезания. Ипсистариями называются эти невысокие по верованию люди и чтут единого Вседержителя.

Его современник и друг Григорий Нисский тоже упоминает ипсистиан:

Если же творит иного какого Бога, кроме Отца, то пусть имеет дало с иудеями или с так называемыми ипсистианами, у которых разность с христианами в том, что исповедуют они какого-то Бога, которого именуют высочайшим (υψιστον), или вседержителем, но не признают Его Отцом.


Слово υψιστος осначает "высочайший". Этим словом Септиагинта переводит слово элион, например, в истории про Малки-Цедека (Берешит 14:18-22).

Помино этих источников,  есть >300 надгробий, упоминающих θεος υψιστος. Проблема в том, что слово может нередко быть эпитетом и Зевса. Видимо, исходный культ Зевса Высочайшего слился в этих местах с еврейским монотеистическим влиянием в причудливую смесь. Исследователи считают, что надгробия из материковой Греции упоминают Зевса, а надгробия из Малой Азии и Босорского царства связаны с Единым Богом.

Епифаний Кипрский описывает нечто похожее, что он называет массалианами (вроде бы, от арамейского мацлиин = молящиеся):

<Они> вышли из язычников, не принадлежали к иудейству и не были христианами, не происходили и от самаритян, но действительно суть язычники, и хотя говорят, что есть боги, однако же никакому богу не поклоняются, а воздают честь только Одному, называя его Вседержителем…
<..>
В других же местах устроивши себе нечто вроде и наподобие церкви, они вечером и на рассвете собираются там со множеством зажженных светильников и со свечами и долгое время воспевают Богу какие-то заунывные песни и хвалы, составленные у них людьми способными, обольщая себя надеждою, что этими песнями и хвалами они умилостивляют Бога.


Видимо, в более ранние времена нечто похожее описывается в Деян. 16:16-18:

Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.

Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего (τοῦ θεοῦ τοῦ ὑψίστου), которые возвещают нам путь спасения.

Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.

Tags: история
Subscribe

  • Про персидских баронов

    К 1896 г. Яков и Лазарь Поляковы были уже действительными статскими советниками. Однако душу их смущал, видимо, пример покойного барона Евзеля…

  • (no subject)

    Из антисоветских моих встреч в Париже я должен упомянуть о свидании с Жаботинским, руководителем фашистского крыла сионистской партии. Свидание это…

  • (no subject)

    В Польше прошел интересный судебный процесс. Как вы помните, в Польше с 1998 г. есть закон "Об институте национальной памяти - комиссии по…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment