Тодос (Феодосий) из Рима завел в Риме обычай, что в пасхальную ночь они ели зажаренного на огне барашка [похожего на пасхальную жертву]. Послал ему Шимон бен Шетах: Если бы ты не был Тодос, я бы наложил на тебя нидуй (=бойкот), потому что ты кормишь Израиль жертвоприношениями вне Храма.
В Брахот говорится, что послание Тодосу послал Шимон бен Шетах. Это, как и многие другие истории про Шимона бен Шетаха, - очевидный анахронизм. Шимон бен Шетах - современник Александра Янная. Считается, что первые появившиеся в Риме евреи - пленники Помпея. В любом случае, первое упоминание евреев в Риме - у Цицерона, в его речи в защиту Флакка, 59 г. до н. э. Нет никаких оснований считать, что в Риме были евреи во времена Алoександра Янная, умершего в 76 г. до н.э.
В остальных 5 талмудических историях письмо Тодосу посылают анонимные мудрецы. Непонятно, была ли эта история до разрушения Храма или после, судя по некоторым деталям, скорее после, но не позже середины 2 в.
Сразу после рассказанной истории Гемара задает вопрос, почему мудрецы сказали "Если бы ты не был Тодос": потому что он был большой мудрец или потому что "у него были большие кулаки". Иерусалимский Талмуд отвечает однозначно: Тодос "посылал пропитание мудрецам", то есть "у него были большие кулаки".
Вавилонский тоже говорит о "пропитании для мудрецов", но до этого приводит от имени Тодоса мидраш:
Что заставило Хананию, Мишаэля и Азарию освятить Имя и отправиться в огненную печь? Они выучили это из лягушек, как сказано (Шмот 7:28):
…и они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои.
Если лягушки, у которых нет обязанности кидуш хаШем, пошли в печи, мы, у которых есть такая заповедь, - тем более.
Значит, мудрец, объясняет Раши.
Но меня не оставляет ощущение, что вопрос и мидраш - юмористические. Когда Гемара задает вопрос: "Кто такой имярек?" и отвечает "Он замечателен тем-то и тем-то", не надо принимать ответ за чистую монету.
В нескольких местах в Талмуде упоминается богатый и невежественный зять Рабби, бен Эл'аша (см. мой старый пост). В Йер. Моэд Катан рассксазывается, как Бар Каппара высмеял бен Эл'аша: подсказал ему загадать Рабби стихотворную загадку, разгадка которой - богатый невежда. В Недарим 51а другая история: Бар Каппара отпускает соленые шуточки на свадьбе, в конце концов не выдерживает и уходит. И Гемара задает вопрос: "Что такое бен Эл'аша?" И отвечает: бен Эл'аша не зря тратит деньги, а показывает нам, как должна выглядеть прическа у первосвященника. Ответ, конечно, юмористический: надо же сказать что-то хорошее о глупом богаче, который слишком заботится о своей внешности.
Подозреваю, что с мидрашом Тодоса та же история. Полагаю, что юмористический эффект связан с тем, что Тодос - богатый и важный человек в Риме - говорит о необходимости кидуш hаШем, да еще и учит это из лягушек.