hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Category:

Про лягушек

Эта история рассказывается в 3 местах в Вавилонском Талмуде и в 3 местах в Иерусалимском. Например, в Брахот 19а:

Тодос (Феодосий) из Рима завел в Риме обычай, что в пасхальную ночь они ели зажаренного на огне барашка [похожего на пасхальную жертву]. Послал ему Шимон бен Шетах: Если бы ты не был Тодос, я бы наложил на тебя нидуй (=бойкот), потому что ты кормишь Израиль жертвоприношениями вне Храма.



В Брахот говорится, что послание Тодосу послал Шимон бен Шетах. Это, как и многие другие истории про Шимона бен Шетаха, - очевидный анахронизм. Шимон бен Шетах - современник Александра Янная. Считается, что первые появившиеся в Риме евреи - пленники Помпея. В любом случае, первое упоминание евреев в Риме - у Цицерона, в его речи в защиту Флакка, 59 г. до н. э. Нет никаких оснований считать, что в Риме были евреи во времена Алoександра Янная, умершего в 76 г. до н.э.

В остальных 5 талмудических историях письмо Тодосу посылают анонимные мудрецы. Непонятно, была ли эта история до разрушения Храма или после, судя по некоторым деталям, скорее после, но не позже середины 2 в.

Сразу после рассказанной истории Гемара задает вопрос, почему мудрецы сказали "Если бы ты не был Тодос": потому что он был большой мудрец или потому что "у него были большие кулаки". Иерусалимский Талмуд отвечает однозначно: Тодос "посылал пропитание мудрецам", то есть "у него были большие кулаки".

Вавилонский тоже говорит о "пропитании для мудрецов", но до этого приводит от имени Тодоса мидраш:

Что заставило Хананию, Мишаэля и Азарию освятить Имя и отправиться в огненную печь? Они выучили это из лягушек, как сказано (Шмот 7:28):



…и они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои.



Если лягушки, у которых нет обязанности кидуш хаШем, пошли в печи, мы, у которых есть такая заповедь, - тем более.



Значит, мудрец, объясняет Раши.

Но меня не оставляет ощущение, что вопрос и мидраш - юмористические. Когда Гемара задает вопрос: "Кто такой имярек?" и отвечает "Он замечателен тем-то и тем-то", не надо принимать ответ за чистую монету.

В нескольких местах в Талмуде упоминается богатый и невежественный зять Рабби, бен Эл'аша (см. мой старый пост). В Йер. Моэд Катан рассксазывается, как Бар Каппара высмеял бен Эл'аша: подсказал ему загадать Рабби стихотворную загадку, разгадка которой - богатый невежда. В Недарим 51а другая история: Бар Каппара отпускает соленые шуточки на свадьбе, в конце концов не выдерживает и уходит. И Гемара задает вопрос: "Что такое бен Эл'аша?" И отвечает: бен Эл'аша не зря тратит деньги, а показывает нам, как должна выглядеть прическа у первосвященника. Ответ, конечно, юмористический: надо же сказать что-то хорошее о глупом богаче, который слишком заботится о своей внешности.

Подозреваю, что с мидрашом Тодоса та же история. Полагаю, что юмористический эффект связан с тем, что Тодос - богатый и важный человек в Риме - говорит о необходимости кидуш hаШем, да еще и учит это из лягушек.
Tags: гемара, недельный раздел
Subscribe

  • (no subject)

    Все та же парковка около дома. Весна продолжается.

  • (no subject)

    Увидел из окна на работе, понял, что надо спуститься и сфотографировать.

  • (no subject)

    Ирис на парковке - это уже весна!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments