Есть известная история про Пинхаса б. Яира и мулов Рабби. Как и во многих других историях, вавилонский (Хулин 7а) и иерусалимский (Дмай 22а)
варианты этой истории несколько отличаются сюжетом, мотивами и деталями. Вот так выглядит менее известный иерусалимский вариант.
Р. Пинхас б. Яир отправился на совет. На его пути река Гинай вышла из берегов. Сказал он ей:
- Гинай, Гинай, зачем ты хочешь помешать мне прийти на совет. Разошлись перед ним воды и он прошел. Спросили его ученики:
- А мы можем пройти?
Ответил он:
- Тот, кто знает про себя, что никогда не позорил никого в Израиле, может пройти безопасно.
Рабби хотел разрешить <сельскохозяйственные работы> в Шмиту. Р. Пинхас б. Яир пошел к нему. Спросил <Рабби>:
- Как зерновые уродились?
Ответил <Р. Пинхас б. Яир>:
- Цикорий хорошо уродился.
- Как зерновые уродились?
- Цикорий хорошо уродился.
И понял Рабби, что Р. Пинхас б. Яир с ним не согласен. <Раз цикорий уродился, с голоду не умрут, и нет оснований отменять Швиит>.
Сказал ему Рабби:
- Не согласится ли мой господин немножко перекусить со мной немножко после этого дня?
- Да.
Когда Р. Пинхас б. Яир пришел, увидел он мулов Рабби и сказал:
- Все это евреи кормят. Глаза бы мои не видели!
И хотел уйти оттуда. Рабби послал к нему посыльных, чтобы умиротворили его и привели на трапезу.
Сказал он:
- Жители моего города, подойдите ко мне.
Собрались жители города и окружили его.
Пошли они и рассказали Рабби. Послал тот других посыльных.
Сказал он:
- Мои родные, подойдите ко мне!
Сошел огонь с неба и окружил его.
Рассказали об этом Рабби. Сказал он:
- Не удалось нам насладиться его обществом в этом мире. Может быть, удостоимся в будущем.
רבי פנחס בן יאיר הוה אזל לבית וועד הוה גיניי גביר א"ל גיניי מה את מנע לי מן בית וועדא ופליג קומוי ועבר א"ל תלמידיו יכלין אנן עברין. אמר לון מאן דידע בנפשי' דלא אקיל לבר נש מן ישראל מן יומוי יעבור ולא מנכה רבי בעי משרי שמיטתא סלק רבי פנחס בן יאיר לגבי' א"ל מה עיבורי' עבידין א"ל עולשין יפות מה עיבוריא עבידין א"ל עולשין יפות וידע רבי דלית הוא מסכמה עמי' א"ל מישגה רבי למיכל עימי ציבחר בטל יומא דין א"ל אין. מי נחית חמא מולוותא דרבי קיימין אמר כל אילון יהודאי זנין אפשר דלא חמי סבר אפוי מן כדון אזלין ואמרון לרבי שלח רבי בעי מפייסתי' מטון בי גבי קרתי אמר בני קרתי קורבין לי ונחתו בני קרהתי' ואקפון עלוי אמר לון רבי בעי מפייסתי' שבקוני' ואזול לון אמר בני דידי קורבין לי נחתת אישתא מן שמיא ואקפת עלוי אזלון ואמרון לרבי אמר הואיל ולא זכינן נישבע מיני' בעלמא הדין ניזכי נישבע מיניה בעלמא דאתא