hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:
Овадия 1:2 пророчествует про царство Эдома:

Вот, Я сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении.



В Авода Зара 10а этот стих разбирается от имени р. Йосефа:

“Я сделал тебя малым между народами” – они не сажают царем царского сына <т.е. у них нет упорядоченного престолонаследия>; “ты в большом презрении” - нет у них ни письменности, ни языка.



То, что у Эдома царские сыновья не наследуют отцам, видно из Берешит 36:31-39. Но Гемара, разумеется, понимает под Эдомом Рим, потому что после этого спрашивает: ведь иногда у них бывает, что сын наследует отцу. Как, например, Асвирус сын Антотина (надо полагать, Люциус Верус, сын Антонина Пия). И отвечает: ну да, это исключение, которое подчеркивает правило. В такой ситуации царь специально заботится о том, чтобы это произошло, потому что само собой это не происходит.

Ну хорошо, с престолонаследием в Риме напряженно, но чтобы у них не было письменности и языка?!

Чтобы устранить последние сомнения, приведем еще один текст: Гиттин 80а. Мишна говорит: "Написал гет по имени неправильного царства <..> нужен новый гет." По смыслу Мишны речь идет о том, что гет должен быть написан в соответствии с календарем, принятым в данной стране.

Но Гемара задает вопрос: "А что такое неправильное царство" - "Это Рим".  "А почему он называется неправильным царством?" - "Потому что у него нет ни письменности, ни языка".

Отметим, что ничего этого нет в Иерусалимском Талмуде, то есть это уничижительный  взгляд на Рим из Вавилона.

Ссылка в Гиттин анонимная, а в Авода Зара - от имени р. Йосефа, т. е. конец 3 - самое начало 4 в. Еще до Константина и распада империи, но уже в такое время, когда латынь на Востоке практически была вытеснена греческим, и, конечно, со стороны могла возникнуть иллюзия, что ничего своего, кроме греческого, у римлян нет.

Но если в Вавилоне 4 в. можно предаваться такой иллюзии, то в средневековой Европе уж никак не скажешь, что у римлян нет языка и письменности. Тем более невозможно это утверждать в Риме.

Арух (11 в., Италия) объясняет (цит. по Сефер Яфе Тоар, 1593): это, конечно, не может относиться к Римской Империи, слава которой несется из конца в конец мира. Но все дело в том, что она распалась на две: одна осталась великой, и слава ее гремит из конца в конец мира, и у нее, конечно, есть письменность, а вот вторая, маленькая, называемая Альвенизи - - вот у нее ничего своего нет. То есть при взгляде из Рима - есть большая Империя, и есть маленькая и ненастоящая Византия, она же Венеция (тесно связанная в этот момент с Византией).

А Раши объясняет так: "Письмо и язык римлян пришли из другого народа, и другие написали им все их книги".

В некоторых рукописях Раши есть еще дополнение (опять-таки, цитирую по Сефер Яфе Тоар): "...другие написали им книги их веры: Йоханан, Паулус и Петрус, а они были евреями".
Tags: гемара
Subscribe

  • (no subject)

    Знаете в иврите такое слово hинума (הינומה или הינומא)? На современном языке это "фата", по одному из нескольких мнений, приведенных в Талмуде, в…

  • (no subject)

    Хочу заметить, что Академия иврита пишет, что единственное число от слова קטניות будет קטנית, а вовсе не קטניה.

  • (no subject)

    Жена где-то в Интернете накопала: Улица Парнокопытер в Петах-Тикве. В действительности - Франкфуртер.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments