hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Category:

К 50-летнему юбилею

Летом 1966 г. мы с родителями были на Байкале. На пристани в Листвянке папа разговорился с несколькими молодыми французами, заехавшими на Байкал по дороге в Китай.

- У вас теперь все цивилизованно и буржуазно, как в Европе, - говорили они. - А вот там, в Китае, настоящая революция!

Я-то был маленький, но родителей эта фраза удивила. Мы вспомнили о ней через несколько недель, когда в советской прессе появились сообщения о культурной революции, и родители  резонно решили, что французы, в отличие от нас, что-то знали, и ехали смотреть на настоящую революцию, как американцы в 1914 г. приезжали смотреть на войну. От души надеюсь, что им там накостыляли.

Дату начала культурной революции назвать невозможно, но, видимо, ключевые эпизоды приходятся на май 1966 г., т.е. в эти дни мы приближаемся к 50-летнему юбилею.

1 мая было объявлено о разоблачении буржуазной группы, пробравшейся в Политбюро. В этом еще не было ничего необычного: за предыдущие десятилетия Китай пережил много таких кампаний. Но дальнейшие события пошли по пути, совершенно невозможному в сталинском СССР. Сталин был создателем аппарата и человеком аппарата. Все его действия, даже и чистки, все равно производились аппаратом. А Мао сделал нечто совершенно немыслимое: через голову аппарата он обратился к учащейся молодежи: студентам и школьникам.

Речь идет о поколении, воспитанном уже в коммунистических школах. Если искать советских аналогий, то можно сравнивать с теми, кто окончил школу в 1937-1941 гг. В СССР их ждали совсем другие горизонты, но и до, и и во время, и после войны власти регулярно раскрывали и уничтожали в этой среде марксистские кружки: все поколение было марксистским.

А тут представьте себе, чтобы Сталин через голову аппарата обратился к этой среде с призывом к революции против перерожденцев-аппаратчиков! И мало того, что обратился, еще и приостановил на полгода занятия в университетах и школах, чтобы не отвлекать молодежь от революции! Эффект можно было сравнить с распадом армии в 1917 г.

Вдобавок разрешили для красногвардейцев (советская пропаганда стыдливо их называла, не переводя, хунвейбинами) бесплатный проезд по железным дорогам.

Некоторое сходное явление было в СССР конца 20-начала 30 гг., когда по инициативе Бухарина была создана "легкая кавалерия", память о которой сохранилась у Мандельштама:

Наглей комсомольской ячейки
И вузовской песни наглей…



И в "Четвертой прозе":

Мальчик  в  козловых сапожках, в  плисовой  поддевочке,  с  зачесанными височками  стоит  в окружении мамушек, бабушек, нянюшек, а рядом с ним стоит поваренок или кучеренок -- мальчишка  из дворни. И вся эта свора сюсюкающих, улюлюкающих и пришептывающих архангелов наседает на барчука:
    - Вдарь, Васенька, вдарь!

     Сейчас Васенька вдарит, и старые девы, гнусные жабы, подталкивают  другдруга и придерживают паршивого кучеренка:

    -  Вдарь, Васенька, вдарь, а мы покуда кучерявого придержим, мы покуда
вокруг попляшем...

     Что это? Жанровая картинка по Венецианову? Этюд крепостного живописца?

     Нет,  это  тренировка  вихрастого малютки  комсомола  под  руководством агитмамушек,  бабушек,  нянюшек,  чтобы  он,  Васенька,  топнул,  чтобы  он, Васенька,  вдарил,  а  мы  покуда  чернявого  придержим,  мы  покуда  вокруг попляшем...

    - Вдарь, Васенька, вдарь...

Девушка-хромоножка пришла  к нам  с улицы, длинной,  как  бестрамвайная ночь. Она кладет  свой костыль в сторону и  торопится поскорее  сесть, чтобы быть похожей на всех. Кто эта безмужница? -- Легкая кавалерия...
Мы стреляем друг у друга папиросы и правим свою китайщину, зашифровывая в  животно-трусливые  формулы великое, могучее,  запретное  понятие  класса.

Животный страх стучит на машинках, животный страх  ведет китайскую правку на листах клозетной бумаги, строчит  доносы, бьет по лежачим, требует казни для пленников. Как мальчишки топят всенародно котенка  на Москва-реке, так  наши взрослые ребята  играючи  нажимают,  на большой перемене масло жмут: - Эй, навались, жми, да так, чтобы не видно было того самого, кого жмут, - таково освященное правило самосуда.



Приказчик на Ордынке работницу обвесил -- убей его!
Кассирша обсчиталась на пятак -- убей ее!
Директор сдуру подмахнул чепуху -- убей его!
Мужик припрятал в амбар рожь -- убей его!



Но советское движение никогда не выходило из-под контроля аппарата, а к 1934 г. и вовсе было прикрыто, так что сегодня нам трудно понять Мандельштама без специальных комментариев.

А в Китае все-таки счет шел на многие миллионы. 18 августа, пользуясь бесплатным железнодорожным проездом, миллион съехался на парад на площадь Тяньаньмэнь. Судя по фотографиям и кино, там явно были какие-то кукловоды: парад был хорошо организован.









Враги народа склоняются перед толпой






В СССР культурная революция воспринималась как возрождение сталинизма. В такой оценке были едины и власти, и интеллигенция. Властям было приятно отметить свою нормальность, а интеллигенции - вставить шпильки властям за ползучую реабилитацию Сталина.

Но такая оценка не совсем точна: хотя верховные кукловоды несомненно были, жестокость сплошь и рядом исходила от самих школьников. Мао всячески ее поощрял. В начале августа 1966 г. ученицы элитарной экспериментальной школы для девочек при Пекинском университете жестоко замучили и убили основательницу их школы. Через несколько дней, во время парада, девушка-лидер хунвейбинов из этой школы Сон Бинбин повязала хунвейбинскую повязку на руку самому Мао. "Как тебя зовут?" - спросил он. "Бинбин = 'вежливая, мягкая'" - ответила она. "Смени свое имя на Яову = ‘будь воинственной’ " - сказал Мао.



Как и большинство хунвейбинов, Сон была впоследствии выслана в деревню, но, как дочка знаменитого героя гражданской войны, смогла оттуда выбраться, эмигрировала в Америку и закончила докторат в MIT. После 2000 г. она вернулась в Китай и выступила с раскаянием: она-де и тогда была против насилия, но побоялась выступить против толпы.

С течением времени в среде хунвейбинов происходили свои процессы: кристализовались отдельные группы с сильными лидерами, все больше напоминавшие настоящие банды; произошло расслоение на "черных" и "красных" хунвейбинов - детей бедноты и детей элиты. В 1967 г. в Ухани произошли вооруженные столкновения между двумя соперничающими группировками, каждая по полмиллиона человек. Они были подавлены армией, и с этого момента главная роль в стране постепенно перешла в армии. Хунвейбины были направлены в деревню, туда же, куда за год до этого отправлялись их жертвы. При этом формальная риторика культурной революции продолжалась до самой смерти Мао Цзедуна в 1976 г.

Общее число погибших от культурной революции оценивают от 400 тыс. до 1.5 млн, в пересчете на население в несколько раз меньше, чем расстрелянных в 1937 г., общее число высланных - около 35 млн.

Именно спонтанность и нецентрализованность хунвейбинского движения произвела огромное впечатление на левую европейскую интеллигенцию, особенно французскую. Властитель дум Луи Алтюссер анонимно опубликовал в конце 1966 г. статью "Sur la révolution culturelle", оказавшую огромное влияние на французскую молодежь 1968 г.



Тот же Альтюссер еще до культурной революции выступил против хрущевского разоблачения Сталина. В статье "Марксизм и гуманизм" (1964) он писал: "Марксизм есть теоретический антигуманизм". В событиях 1968 г. он участия не принимал: лежал в психбольнице, как нередко и раньше. Его отсутствие покоробило левых студентов, которые писали граффити "A quoi sert Althusser? Althusser — a rien". А в 1980 г. Альтюссер задушил свою жену. Суд признал его невменяемым и отправил в закрытую лечебницу, но через 3 года выпустил на свободу.

Со сходными речами выступал в те годы и Фуко.



См., например, кадр из фильма Бертолуччи "Мечтатели", герои которого занимаются сексуальными экспериментами на фоне волнений 1968 г. На заднем плане - китайский плакат с Мао.

Интересно, какой процент левых, которые сегодня борются с сионизмом, вчера вывешивали портрет Мао, а позавчера - Сталина?
Tags: история, право-левое
Subscribe

  • (no subject)

    Я прочитал про замечательные мозаики из синагоги 5 в. в Хукуке (Нижняя Галилея), раскопанные в 2011-2017 гг и еще не открытые для публики, а…

  • Про персидских баронов

    К 1896 г. Яков и Лазарь Поляковы были уже действительными статскими советниками. Однако душу их смущал, видимо, пример покойного барона Евзеля…

  • Пост 10-летней давности к 130-летней годовщине 1 марта

    Этому царствованию предшествовал длительный период застоя, с всё усиливающейся реакцией. Несмотря на то, что государство тратило все силы на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments

  • (no subject)

    Я прочитал про замечательные мозаики из синагоги 5 в. в Хукуке (Нижняя Галилея), раскопанные в 2011-2017 гг и еще не открытые для публики, а…

  • Про персидских баронов

    К 1896 г. Яков и Лазарь Поляковы были уже действительными статскими советниками. Однако душу их смущал, видимо, пример покойного барона Евзеля…

  • Пост 10-летней давности к 130-летней годовщине 1 марта

    Этому царствованию предшествовал длительный период застоя, с всё усиливающейся реакцией. Несмотря на то, что государство тратило все силы на…