Сложные шлемы с козырьком и защитой для шеи, ушей и носа (по-английски они называются lobster-tailed pot helmet) появились в Османской империи в 16 в., а оттуда распространились в Европу. На Западе их обычно делали закругленными, а в Турции - характерной заостренной формы. Во время Тридцатилетней войны заостренные распространились и на Западе; по-немецки их назвали тем же турецким словом, что и по-русски: Zischägge, то есть шишак.
Богато украшенные шишаки были очень популярны в Османской империи, иногда добирались и до России, где получили странное названое "Ерихонская шапка" или "ерихонка". Непонятно, имеет ли название отношение к Иерихону, об этимологии существует много догадок, все не очень убедительны.
В Оружейной палате хранится 6 ерихонских шапок, все они несомненно сделаны в Турции из дамасской стали, на всех есть арабские надписи из Корана. Но на той, которая нас интересуест - ерихонской шапке Михаила Федоровича - надписи наиболее декоративны и трудно узнаваемы. Шапка роскошно отделана множеством драгоценных камней, известно имя русского мастера, который ее делал (видимо, отделывал) в 1621 г., и ее гигантская стоимость: 1175 руб., целое состояние в 1687 г.
Как-то надписи из Корана на этом фоне остались незамеченными, и распространилась легенда, что шлем приналежал Александру Невскому. В 1857 г. Борис (Бернгард) Кене (между прочим, крещеный еврей), только что назначенный начальником гербового отделения департамента герольдии, и поместил его на герб в качестве шлема Александра Невского. Так он и остался до самой революции.
На гербе, правда, не видно, что там где-то есть надписи из Корана.
Стоит еще отметить, что в 1882 г. В.М.Васнецов надел турецкий шишак на "Витязя на распутье", а в 1918 (а не 1916, как говорит распростаненная легенда) - тот же Васнецов взял его за основу при разработке буденовки.