По закону, правительство назначает такую комиссию для расследования какого-то события, представляющего общественную важность. В комиссию назначаются судьи, и ее полномочия в смысле собирания информации не меньше, чем у суда.
В конце она должна представить отчет с рекомендациями. По закону, правительство обязано рассмотреть эти рекомендации, но не обязано принять их к исполнению.
Всего за историю Израиля комиссия по расследованию созывалась 18 раз. Все такие комиссии принято называть по имени судьи - председателя комиссии. Все знают такие комиссии, как комиссию Аграната (об ошибках, связанных с войной Йом Кипура); комиссию Шамгара (таких было две, одна - в связи с массовым убийством, совершенным Барухом Гольдштейном в пещере Махпела, а вторая - в связи с убийством Рабина); Кедми - о пропавших йеменских детях; Коhена - о Сабре и Шатиле...
Оказывается, было еще несколько интересных: в 1982-85 гг заседала комиссия Бехора об убийстве Арлозорова; с 1988 по 1990 - комиссия Нетанияhу (тетки Биби) о работе и реформировании медицинской системы, ее рекомендации были положены в основу реформы 1994-95 гг.
Первая комиссия - Зусмана - была в 1969 г. по поводу поджога Аль-Аксы, я и не знал о таком событии.
23 августа 1969 г. был большой пожар в Аль-Аксе. Это был поджог: ее поджег некий псих-австралиец по имени Деннис Майкл Роан, чтобы приблизить строительство Третьего Храма - необходимое условие второго пришествия Сами-знаете-кого.
Времена были простые: он прошел на Храмовую гору с бутылкой безина и фитилями, залез на дерево и просидел там до глубокой ночи, затем слез, вошел в совершенно пустую мечеть и поджег. Это по версии недавней статьи в Jerusalem Post, Википедия на иврите пишет, что он прошел рано утром, договорившись с охранником Вакфа.
Сгорело хорошо: там было много очень сухого пропитанного дерева. Среди прочего, сгорел минбар - кафедра проповедника, построенный при Саладдине. Помимо прочего, сгорело так хорошо, потому что когда прибыли еврейские пожарные, арабы занялись своим любимым делом - киданием камней в пожарных.
Во всем мусульманском мире прошло горячее возмущение. Лидеры разных стран, от Пакистана до Туниса, призвали к джихаду. Очень характерно выступил иорданский министр обороны: он предложил не восстанавливать мечеть, а оставить вечным памятником сионистскому варварству. Так же сирийцы оставили Кунейтру, а весь арабский мир - палестинских беженцев.
В коллекции Буковского есть е любопытная записка Андропова в Политбюро об организации антиамериканских мусульманских демонстраций в Индии, на что он просит разрешение потратить 5000 рупий. Что-то не густо, и вообще странно. Думаю, кто-то воспользовался демонстрацией, чтобы получить 5000 рупий.
Голда в тот день приехала на пепелище поохать и пообещала найти поджигателя. Его нашли назавтра, он , как я уже писал, был австралийцем-христианином, и учился в ульпане в кибуце Мишмар hаШарон.
Суд признал его невменяемым и поместил в закрытую психбольницу, где он и пробыл до 1974 г., а потом его перевели в аналогичную больницу в Австралии. Чтобы окончательно убедить арабов, что Израиль ни при чем, Голда создала специальную комиссию. Но не сильно убедила: когда им надо, они все равно обвиняют израильтян, причем не только официальное палестинское агенство, но и Иран и французское телевидение.
Таким образом, в этой истории все получили, что хотели: арабы - очередную обиду типа "арабских людей обижают"; оставшийся неизвестным советский резидент - надеюсь, 5000 рупий; а евреи умеют устраиваться - получили политический институт, играющий заметную роль в политической жизни страны.