hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

Маhарша и Иосиф Флавий

Согласно Википедии, книга «Иосифон» появилась в Италии в Х веке. Она базируется на Иосифе Флавии, но приписывается Йосефу бен Гуриону, одному из руководителей Великого восстания. Раши и Рамбан ее иногда цитируют. См., например, Раши к Млахим 2 11:17.

Очень интересно опирается на книгу «Иосифон» Маhарша (1555 Краков – 1632 Острог).

В трактате Санhедрин 19а хорошо известная история про то, почему не вызывают царей в суд (кроме царей из рода Давида).

Так решили после истории с рабом царя <Александра> Янная, который совершил убийство. Сказал Шимон б. Шетах мудрецам: «Обратите внимание, надо его судить». Послали царю послание: «Твой раб совершил убийство». Он передал его им. Послали ему: «Приди и ты на суд, как сказано (Шмот 21:29) «… и предостерегаем был хозяин» <про бодучего быка> - придет хозяин быка и будет стоять рядом с быком. Пришел <Яннай> и сел. Сказал ему Шимон б. Шетах: «Встань, царь Яннай, и пусть свидетельствуют о тебе. Не перед нами ты стоишь, а перед Тем, чьим словом сотворен мир» … Ответил тот: «Я поступлю не так, как ты скажешь, а так, как скажут твои товарищи <остальные судьи>». Посмотрел Ш.б.Ш. направо – те опустили глаза, налево – те тоже. Сказал им Ш.б.Ш.: «Задумались вы?! (בעלי מחשבות אתם). Пусть придет Властитель дум (בעל מחשבות) и взыщет с вас!» Пришел Гавриэль и втоптал их в землю, и они погибли.

Маhарша в своем комментарии (ד"ה יבוא בעל השור) пишет:

То, что царь его не передал и освободил, возможно связано с тем, что он любил этого раба. А сначала он его передал, видимо, потому, что думал, что они побоятся царя и не станут его судить. И кажется из книги Йосифона, что этот раб-убийца – Ирод, и что царь хотел его спасти.

То есть он, надо полагать, ссылается на историю из «Иудейской войны 1, 10:5-7», происшедшую, впрочем, с Гирканом, а не с Александром Яннаем:

5. Ирод, как деятельная натура, скоро нашёл случай выказать свои дарования. Атамана разбойников Иезекию, опустошавшего окраины Сирии, он поймал и казнил; а также истребил многих из его шайки - подвиг, который снискал ему великую признательность сирийцев.

В селах и городах прославлено было имя Ирода как спасителя страны и водворителя мира и порядка. Благодаря этому он также сделался известным и родственнику великого Цезаря Сексту Цезарю, наместнику Сирии. Благородно состязаясь со своим знаменитым братом, Фазаель направил все свои усилия к тому, чтобы расположить к себе иерусалимских жителей, и, хотя уже независимый властитель города, он удерживался, однако, от всякого злоупотребления своей властью. А потому и служил народ верно Антипатру, как царю, и каждый человек почитал его, как верховного главугосударства. Он же сам попрежнему оставался верным Гиркану, ни в чем ему не изменяя. 

6. Но нельзя никаким образом в счастье избегнуть зависти. Гиркана давно уже втайне раздражала слава юношей; но больше всего беспокоили его подвиги Ирода и та толпа глашатаев, которые трубили о них на всех перекрестках. К тому еще его возбуждали некоторые завистливые царедворцы, которым благоразумие Антипатра и его сыновей стояло как камень преткновения на их пути и которые говорили Гиркану: он, в сущности, уступил правление Антипатру и его сыновьям, а сам остался только титулованным царем без всякой власти. Доколе он будет пребывать в заблуждении, вскармливая себя на гибель царей? Они уже больше не довольствуются сохранением за собой лишь наружного вида правителей, а в действительности распоряжаются как полноправные властелины, устраняя совершенно отдел настоящего царя. Ведь истребил же Ирод множество иудеев противозаконно и без всякого письменного или устного приказания от него, Гиркана. Если Ирод еще не царь,а только частное лицо, так он же должен быть привлечен к суду и дать ответ перед ним и отечественными законами, не допускакющими казни без права суда. 

7. Такие представления все больше возбуждали Гиркана, и наконец гнев его разразился привлечением Ирода к суду.

Обратите внимание, как меняется вся история. Вместо раба, который подрался на базаре и кого-то пришил, и теперь бюрократы тягают царя по инстанциям, возникает главный царский военачальник, которого судят за превышение власти.

 
Другая история – из Кидушин 71а. Там приводится Тосефта:

Если человек сказал: «Пусть я буду назиром, если не открою имена семейств» <про которые хахамим известно, что у них в роду были мамзеры, и хахамим держат это в тайне [я скоро про это напишу подробнее אי"ה]> - пусть будет назиром и не откроет.

Маhарша в своем комментарии пишет (ד"ה הריני נזיר):

Написано в книге Йосифона, что во времена Храма была секта (כת), члены которой назывались назирами и селились в отдалении в пустыне, чтобы не говорить о позоре людей и не зазазиться их клеветой (כדי שלא יבואו לדבר בקלון בני אדם ולהתרחק מדיבתם הרעה)… <То есть ессеи тем самым в книге Иосифон называются назирами>

Господа гебраисты, а откуда берется слово назир в значении "монах"?

Tags: еврейская история, люди XVI века, мидраш
Subscribe

  • (без темы)

    Вчера узнал от Семена Парижского то, что, видимо, многим хорошо известно: что строка Йеhуды hаЛеви " Я на Западе крайнем живу, – а сердце…

  • (без темы)

    Кому интересно: сайт Станфордского университета имах шмам рассчитывает время пути между разными городами Римской империи. От Кесарии до Рима…

  • Сталинский план преобразования природы

    После засухи 1946-47 гг советские власти приняли решение о широкомасштабной кампании лесопосадок в степной полосе. С 1949 по 1965 г. была…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments