Согласно Википедии, книга «Иосифон» появилась в Италии в Х веке. Она базируется на Иосифе Флавии, но приписывается Йосефу бен Гуриону, одному из руководителей Великого восстания. Раши и Рамбан ее иногда цитируют. См., например, Раши к Млахим 2 11:17.
Очень интересно опирается на книгу «Иосифон» Маhарша (1555 Краков – 1632 Острог).
В трактате Санhедрин 19а хорошо известная история про то, почему не вызывают царей в суд (кроме царей из рода Давида).
Так решили после истории с рабом царя <Александра> Янная, который совершил убийство. Сказал Шимон б. Шетах мудрецам: «Обратите внимание, надо его судить». Послали царю послание: «Твой раб совершил убийство». Он передал его им. Послали ему: «Приди и ты на суд, как сказано (Шмот 21:29) «… и предостерегаем был хозяин» <про бодучего быка> - придет хозяин быка и будет стоять рядом с быком. Пришел <Яннай> и сел. Сказал ему Шимон б. Шетах: «Встань, царь Яннай, и пусть свидетельствуют о тебе. Не перед нами ты стоишь, а перед Тем, чьим словом сотворен мир» … Ответил тот: «Я поступлю не так, как ты скажешь, а так, как скажут твои товарищи <остальные судьи>». Посмотрел Ш.б.Ш. направо – те опустили глаза, налево – те тоже. Сказал им Ш.б.Ш.: «Задумались вы?! (בעלי מחשבות אתם). Пусть придет Властитель дум (בעל מחשבות) и взыщет с вас!» Пришел Гавриэль и втоптал их в землю, и они погибли.
Маhарша в своем комментарии (ד"ה יבוא בעל השור) пишет:
То, что царь его не передал и освободил, возможно связано с тем, что он любил этого раба. А сначала он его передал, видимо, потому, что думал, что они побоятся царя и не станут его судить. И кажется из книги Йосифона, что этот раб-убийца – Ирод, и что царь хотел его спасти.
То есть он, надо полагать, ссылается на историю из «Иудейской войны 1, 10:5-7», происшедшую, впрочем, с Гирканом, а не с Александром Яннаем:
5. Ирод, как деятельная натура, скоро нашёл случай выказать свои дарования. Атамана разбойников Иезекию, опустошавшего окраины Сирии, он поймал и казнил; а также истребил многих из его шайки - подвиг, который снискал ему великую признательность сирийцев.
В селах и городах прославлено было имя Ирода как спасителя страны и водворителя мира и порядка. Благодаря этому он также сделался известным и родственнику великого Цезаря Сексту Цезарю, наместнику Сирии. Благородно состязаясь со своим знаменитым братом, Фазаель направил все свои усилия к тому, чтобы расположить к себе иерусалимских жителей, и, хотя уже независимый властитель города, он удерживался, однако, от всякого злоупотребления своей властью. А потому и служил народ верно Антипатру, как царю, и каждый человек почитал его, как верховного главугосударства. Он же сам попрежнему оставался верным Гиркану, ни в чем ему не изменяя.
6. Но нельзя никаким образом в счастье избегнуть зависти. Гиркана давно уже втайне раздражала слава юношей; но больше всего беспокоили его подвиги Ирода и та толпа глашатаев, которые трубили о них на всех перекрестках. К тому еще его возбуждали некоторые завистливые царедворцы, которым благоразумие Антипатра и его сыновей стояло как камень преткновения на их пути и которые говорили Гиркану: он, в сущности, уступил правление Антипатру и его сыновьям, а сам остался только титулованным царем без всякой власти. Доколе он будет пребывать в заблуждении, вскармливая себя на гибель царей? Они уже больше не довольствуются сохранением за собой лишь наружного вида правителей, а в действительности распоряжаются как полноправные властелины, устраняя совершенно отдел настоящего царя. Ведь истребил же Ирод множество иудеев противозаконно и без всякого письменного или устного приказания от него, Гиркана. Если Ирод еще не царь,а только частное лицо, так он же должен быть привлечен к суду и дать ответ перед ним и отечественными законами, не допускакющими казни без права суда.
7. Такие представления все больше возбуждали Гиркана, и наконец гнев его разразился привлечением Ирода к суду.
Обратите внимание, как меняется вся история. Вместо раба, который подрался на базаре и кого-то пришил, и теперь бюрократы тягают царя по инстанциям, возникает главный царский военачальник, которого судят за превышение власти.
Другая история – из Кидушин 71а. Там приводится Тосефта:
Если человек сказал: «Пусть я буду назиром, если не открою имена семейств» <про которые хахамим известно, что у них в роду были мамзеры, и хахамим держат это в тайне [я скоро про это напишу подробнее אי"ה]> - пусть будет назиром и не откроет.
Маhарша в своем комментарии пишет (ד"ה הריני נזיר):
Написано в книге Йосифона, что во времена Храма была секта (כת), члены которой назывались назирами и селились в отдалении в пустыне, чтобы не говорить о позоре людей и не зазазиться их клеветой (כדי שלא יבואו לדבר בקלון בני אדם ולהתרחק מדיבתם הרעה)… <То есть ессеи тем самым в книге Иосифон называются назирами>
Господа гебраисты, а откуда берется слово назир в значении "монах"?