hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:
Кусок драши, которую я говорил в синагоге в Йом Кипур.

Самый древний обряд с отсыланием козла в пустыню описывается в библиотеке Эблы. Эбла - это город на севере Сирии, недалеко от Алеппо. Его расцвет приходится на 2500-2250 гг. до н. э. Там была найдена большая клинописная библиотека на двух языках: шумерском и семитском языке, похожем на угаритский, но только Угарит был на 1000 лет позже.

Так вот, в библиотеке Эблы - две таблички, посвященные каком-то обряду, связанному с царской женитьбой и очищением невесты. Раньше она была простолюдинка, а теперь стала царица и имеет право заходить в какой-то мавзолей, куда простым смертным хода нет. Происходит какой-то обряд очищения, в рамках которого берется козел с серебряным ошейником и отправляется, унося ее бывшую нечистоту в пустыню Алини.

Другой текст, через 1000 лет, почти из тех же мест, из Угарита, говорит:

Если городу угрожает захват, если смерть коварно угрожает человеку - человек возьмет козла в степь и отправит его.



Целый пакет обрядов, связанных с отсыланием различных животных, был у хеттов. В разных обрядах с разными красивыми названиями хетты отсылали щенка, мышь, двух баранов и женщину, быка... Все это делалось в случае эпидемий или грозных предзнаменований, считалось, что отсылаемый объект уносит на себе болезнь или беду. Аналог такого отсылания можно увидеть в ТаНаХе у народа, родственного хеттам: филистимлян (Шмуэль 1:6:7-12):

(7) А теперь сделайте одну новую повозку и возьмите двух коров дойных, на которых не было ярма, и впрягите коров в повозку, а телят их уведите от них домой. (8) И возьмите ковчег Господень, и положите его в повозку, а золотые вещи, которые вы принесли Ему в жертву повинности, положите в ящик сбоку от него, и отпустите его, и пусть идет. (9) И смотрите, если через свою границу взойдет он к Бэйт-Шемешу, то Он сделал нам это великое зло; если же нет, то мы будем знать, что не Его рука поразила нас, а постигло нас это случайно. (10) И сделали люди эти так: взяли двух дойных коров и впрягли их в повозку, а телят их заперли дома. (11) И поставили в повозку ковчег Господень и ящик с золотыми мышами и с изображениями своих техорим. (12) И пошли коровы прямо по дороге, по пути к Бэйт-Шемешу; одною дорогою шли, идя с мычанием, и не отклонялись ни вправо, ни влево; а князья Пелиштимские следовали за ними до границы Бэйт-Шемеша.



Про роль в этой истории мышей и про золотые изображения тхорим (что, как известно, в переводе означает "геморрой") - см. старый пост.

Дальше на запад, у греков, был обычай во время всяких катаклизмов и эпидемий брать какого-нибудь самого никчемного человека - пьяницу или бродягу, и отсылать его за пределы города, чтобы он унес с на себе болезни и несчастья. Такоко человека называют φαρμακός. Иногда при отсылании его еще и били и бичевали. Иногда его отсылали не в связи с катаклизмом, а в определенный день года. В Афинах, например, отсылали фармака в праздник Фаргелии, посвященный Аполлону. Иногда будущего фармака нанимали заранее и содержали целый год за казенный счет.

Если приглядеться, аналог фармака тоже можно найти в ТаНаХе - в истории Ионы (1:7-12):

(7) И сказали они друг другу: пойдемте и бросим жребий, и узнаем из-за кого это бедствие нам; и бросили жребии, и пал жребий на Иону. (8) И сказали они ему: скажи-ка нам ты, из-за которого (постигло) нас бедствие это: какое занятие твое и откуда пришел ты, что за страна твоя и из какого народа ты? (9) И сказал он им: иври я и страшусь Господа Бога небес, сотворившего море и сушу. (10) И устрашились люди страхом великим и сказали ему: что же сделал ты? Ибо знали люди, что от Господа бежит он, потому что он рассказал им. (11) И сказали они ему: что нам сделать с тобой, чтобы утихло море для нас, ибо море бушует все больше? (12) И сказал он им: поднимите меня и бросьте меня в море, и утихнет море для вас, ибо знаю я, что из-за меня буря велиая эта (настигла) вас.



На фоне этого, чем отличатся козел отпущения, отсылаемый в Йом Кипур?

Во-первых, во всех перечисленных случаях отсылаемый объект - животное или человек - уносит на себе болезнь, беду, или в крайнем случае нечистоту. Только козел отпущения уносит на себе не несчастье, а его духовный источник - грехи. Совсем другая теодицея.

Ну, и во вторых, ни в одном из обычаев нет такого, чтобы брали два одинаковых объекта: один - для служения на алтаре Всевышнему, а другой, совершенно такой же, - для отсылания в пустыню. Что может лучше символизировать свободу выбора между добром и злом?

UPD: См. еще старый пост по теме.
Tags: ТаНаХ, история, конфессиональное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments