В процессе поиска наткнулся на интересную респонсу р. Зильберштейна. Ему задал вопрос врач-еврей из Южной Африки: по долгу службы в больнице он должен выдавать разрешение на кремацию, имеет ли он право это делать? Второй, аналогичный вопрос задал некий человек, гер, у которого умер отец, и брат-нееврей хочет его кремировать. Должен ли он судиться с братом и добиваться похорон в земле?
Основания, по которым у евреев hалаха запрещает кремировать мертвых, выходят за рамки данного поста.
Р. Зильберштейн подробно разбирает источники. Гемара (Санhедрин 46b) спрашивает, откуда вообще мы знаем из Торы, что есть заповедь хоронить мертвых. И отвечает - из Дварим 21:22-23:
Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве,
то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел.
Рамбан в комментарии на эти слова говорит, что, значит, для заповеди хоронить мертвых есть два основания:
1. Чтобы не осквернилась Земля, которую Всевышний дает евреям в удел - то есть Эрец Исраэль.
2. Проклят пред Богом [всякий] повешенный. Рамбан ссылается на известный мидраш от имени р. Меира о двух братьях, один из которых стал царем, а второй - разбойником. И вот разбойника повесили, и всякий прохожий смотрит и говорит: "Как этот труп похож на нашего царя!". Так и здесь - поскольку человек создан по образу и подобию, он должен быть похоронен, чтобы это не было осквернением имени Всевышнего.
Понятно, что оба довода распространяются в равной степени на неевреев, причем независимо от желания покойника или семьи.
Но первый касается только Эрец Исраэль. В Эрец Исраэль, таким образом, евреи обязаны хоронить любых мертвых из заботы об Эрец Исраэль.
По мнению Рамбана, Йеhошуа (Йеhошуа 10:26-27) руководствовался обоими соображениями:
Потом поразил их Йеhошуа и убил их и повесил их на пяти деревах; и висели они на деревах до вечера.
При захождении солнца приказал Йеhошуа, и сняли их с дерев, и бросили их в пещеру, в которой они скрывались, и привалили большие камни к отверстию пещеры, которые там даже до сего дня.
Но Ибн Эзра не согласен со вторым соображением и считает, что Йеhошуа руководствовался только первым, и если бы дело не было в Эрец Исраэль, у Йеhошуа не было бы обязанности хоронить ханаанских царей.
С другой стороны, говорит р. Зильберштейн, соображение, связанное с притчей о двух братьях, имеет силу, только если лежит труп. А при кремации никакого трупа уже нет.
Вдобавок, говорит р. Зильберштейн, из нескольких мест у Раши к Торе мы видим, что достойное захоронение достается за заслуги. Так, в комментарии к Берешит 9:23:
Шем же и Яфет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
Раши к этому стиху говорит:
В награду Яфет удостоился похорон для своих сыновей, как сказано (Ехез. 39:11):
И будет в тот день: дам Гогу место для могилы в Израиле, долину прохожих на восток от моря, и она будет задерживать прохожих; и похоронят там Гога и все полчище его, и будут называть ее долиною полчища Гогова.
Так же, в комментарии к Шмот 15:12:
Ты простер десницу Твою: поглотила их земля.
Раши пишет:
Удостоились [египтяне] захоронения за то, что сказали (Шмот 9:27): "Господь праведен, а я и народ мой виновны".
Оба комментария, конечно - образец макабрического юмора в мидраше.
Раз захоронения можно удостоиться, говорит р. Зильберштейн, нельзя считать его неотъемлемым естественным правом.
А раз так, доктор из Южной Африки может подписывать разрешение на кремацию, тем более, что он сам и не кремирует.
Интересно попробовать привязать ответ р. Зильберштейна к актуальным вопросам. Например, что мы думаем о захоронении Ленина? Похоже, что у нас есть своя точка зрения. Из всех аспектов нас больше всего не устраивает, что труп выставлен на обозрение - по Рамбану, но не по Ибн Эзре. И этот аспект волнует нас независимости от отношения к личным качествам покойника, просто потому, что он, как все люди, создан по образу и подобию Божию. Если это будет устранено, то детали захоронения: кремация, или помещение в запечатанный саркофаг внутри Мавзолея, - нам не важны.