hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:
Меня заинтересовало несколько связанных вопросов: существует ли у бней Ноах заповедь хоронить мертвых? И, соответственно, обязаны ли евреи хоронить мертвых неевреев?

В процессе поиска наткнулся на интересную респонсу р. Зильберштейна. Ему задал вопрос врач-еврей из Южной Африки: по долгу службы в больнице он должен выдавать разрешение на кремацию, имеет ли он право это делать? Второй, аналогичный вопрос задал некий человек, гер, у которого умер отец, и брат-нееврей хочет его кремировать. Должен ли он судиться с братом и добиваться похорон в земле?

Основания, по которым у евреев hалаха запрещает кремировать мертвых, выходят за рамки данного поста.

Р. Зильберштейн подробно разбирает источники. Гемара (Санhедрин 46b) спрашивает, откуда вообще мы знаем из Торы, что есть заповедь хоронить мертвых. И отвечает - из Дварим 21:22-23:

Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве,
то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел.



Рамбан в комментарии на эти слова говорит, что, значит, для заповеди хоронить мертвых есть два основания:

1. Чтобы не осквернилась Земля, которую Всевышний дает евреям в удел - то есть Эрец Исраэль.

2. Проклят пред Богом [всякий] повешенный. Рамбан ссылается на известный мидраш от имени р. Меира о двух братьях, один из которых стал царем, а второй - разбойником. И вот разбойника повесили, и всякий прохожий смотрит и говорит: "Как этот труп похож на нашего царя!". Так и здесь - поскольку человек создан по образу и подобию, он должен быть похоронен, чтобы это не было осквернением имени Всевышнего.

Понятно, что оба довода распространяются в равной степени на неевреев, причем независимо от желания покойника или семьи.

Но первый касается только Эрец Исраэль. В Эрец Исраэль, таким образом, евреи обязаны хоронить любых мертвых из заботы об Эрец Исраэль.

По мнению Рамбана, Йеhошуа (Йеhошуа 10:26-27) руководствовался обоими соображениями:

Потом поразил их Йеhошуа и убил их и повесил их на пяти деревах; и висели они на деревах до вечера.

При захождении солнца приказал Йеhошуа, и сняли их с дерев, и бросили их в пещеру, в которой они скрывались, и привалили большие камни к отверстию пещеры, которые там даже до сего дня.



Но Ибн Эзра не согласен со вторым соображением и считает, что Йеhошуа руководствовался только первым, и если бы дело не было в Эрец Исраэль, у Йеhошуа не было бы обязанности хоронить ханаанских царей.

С другой стороны, говорит р. Зильберштейн, соображение, связанное с притчей о двух братьях, имеет силу, только если лежит труп. А при кремации никакого трупа уже нет.

Вдобавок, говорит р. Зильберштейн, из нескольких мест у Раши к Торе мы видим, что достойное захоронение достается за заслуги. Так, в комментарии к Берешит 9:23:

Шем же и Яфет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.



Раши к этому стиху говорит:

В награду Яфет удостоился похорон для своих сыновей, как сказано (Ехез. 39:11):



И будет в тот день: дам Гогу место для могилы в Израиле, долину прохожих на восток от моря, и она будет задерживать прохожих; и похоронят там Гога и все полчище его, и будут называть ее долиною полчища Гогова.



Так же, в комментарии к Шмот 15:12:

Ты простер десницу Твою: поглотила их земля.



Раши пишет:

Удостоились [египтяне] захоронения за то, что сказали (Шмот 9:27): "Господь праведен, а я и народ мой виновны".



Оба комментария, конечно - образец макабрического юмора в мидраше.

Раз захоронения можно удостоиться, говорит р. Зильберштейн, нельзя считать его неотъемлемым естественным правом.

А раз так, доктор из Южной Африки может подписывать разрешение на кремацию, тем более, что он сам и не кремирует.

Интересно попробовать привязать ответ р. Зильберштейна к актуальным вопросам. Например, что мы думаем о захоронении Ленина? Похоже, что у нас есть своя точка зрения. Из всех аспектов нас больше всего не устраивает, что труп выставлен на обозрение - по Рамбану, но не по Ибн Эзре. И этот аспект волнует нас независимости от отношения к личным качествам покойника, просто потому, что он, как все люди, создан по образу и подобию Божию. Если это будет устранено, то детали захоронения: кремация, или помещение в запечатанный саркофаг внутри Мавзолея, - нам не важны.
Tags: hалаха
Subscribe

  • (no subject)

    Обратите внимание на год и место издания. Это издано по-польски, и имеется в виду польское "Министерство религий и общественного просвещения".

  • Из комментов

    [ Обсуждается, есть ли какое-нибудь рациональное зерно в идеях Суворова] Кажется очевидным, и я сам слышал от очевидцев, что СССР концентрировал…

  • (no subject)

    Светоний про смерть Тита: Сре­ди всех этих забот застиг­ла его смерть, пора­зив сво­им уда­ром не столь­ко его, сколь­ко…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • (no subject)

    Обратите внимание на год и место издания. Это издано по-польски, и имеется в виду польское "Министерство религий и общественного просвещения".

  • Из комментов

    [ Обсуждается, есть ли какое-нибудь рациональное зерно в идеях Суворова] Кажется очевидным, и я сам слышал от очевидцев, что СССР концентрировал…

  • (no subject)

    Светоний про смерть Тита: Сре­ди всех этих забот застиг­ла его смерть, пора­зив сво­им уда­ром не столь­ко его, сколь­ко…