Category:

Пришло время ответить на заданный в пятницу вопрос: что изображено на картине Фредерика Лейтона, висящей в здании Лондонской биржи? Каким образом сюжет этой картины связан с Шерлоком Холмсом?

Единственным человеком, давшим ответ, и притом совершенно правильный, был глубокоуважаемый crusoe, в исключительной эрудиции которого я никогда не сомневался. В процессе расскринивания комента я, похоже, нечаянно стер исходный пост.



Так вот, на картине изображены финикийцы, которые торгуют с дикими бриттами: финикийцы бриттам - пурпурные ткани, а бритты финикийцам - меха (а вовсе не олово, как было бы естественно).

Я уже когда-то писал, что культурная преемственность с финикийцами была популярным английским дискурсом в викторианское время: мол, мы приобщаем к цивилизации и глобальной торговле диких туземцев, как в свое время финикийцы приобщили нас.

В рассказе "Дьяволова нога", где действие происходит в Корнуэлле в 1897 г., Холмс не остался в стороне от модного увлечения:

Холмс заинтересовался  также  древним корнуэльским языком и, если мне не изменяет память, предполагал, что он сродни халдейскому и  в значительной мере заимствован у финикийских купцов, приезжавших сюда  за оловом. Он выписал кучу книг по филологии и засел было за  развитие  своей  теории…

Популярность преемственности с финикийцами достигла максимума к 1890 гг., а затем пошла на спад, в связи с усилением расового антисемитизма и осознанием того, что финикийцы - семиты.


В наше время археологи считают, что нет никаких археологических подтверждений пребывания финикийцев в Британии. Есть рассказы Страбона о плаваниях финикийцев за оловом к загадочным Касситеридским островам, но описание этих островов никак не похоже на Британию.