hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:
Стихотворение Гейне "An Edom" - в переводе В. Зоргенфрея "Эдомиту" - написано в 1824 г., за год до того, как Гейне крестился.

Мы с тобой друг друга терпим
Вот уж много сотен лет;
Ты ведь терпишь, что дышу я,
Я терплю твой буйный бред.

Лишь порою, поддаваясь
Вдохновенью, не со зла,
Ты меня своею лапкой
Гладил так, что кровь текла.

Но теперь у нас с тобою
Дружба крепнет и растет
Ибо сам я свирепею
И с тобой сравнюсь вот-вот.





Идея, что под Эсавом-Эдомом подразумевается христианский мир, была совершенно очевидна для Гейне, и прочно укоренена в еврейской традиции. В средневековой литературе такая метонимия была общим местом.

Так, Ибн Эзра пишет:

И изгнанник из страны Кедар в страну Эдома, если есть у него глаза, поймет тайну этой заповеди [арбаат hаминим].



Или в другом месте:

Берешит 49:33
И когда окончил Яаков завещать сыновьям своим, подобрал он ноги свои в постель, и скончался, и был приобщен к народу своему.



Ибн Эзра пишет: Так как до этого он сидел на кровати, свесив ноги, как принято в стране Эдом, а не так, как <устроены> кровати у Измаильтян.



Применяя саму метонимию, Ибн Эзра горячо, как он умеет, спорит спорит с идеей, что христиане, или Рим, в действительности происходят от Эсава. Он объясняет общепринятую параллель Эдом-христианский мир таким образом:

... и были немногие, кто принял новую веру. И когда во времена Константина приняли новую веру, не было никого, кроме эдомитян, кто бы соблюдал новую Тору <потому назвали всех христиан эдомитянами>. Это так же, как жителей Египта и Савы и Элама называют ишмаэлитами, хотя очень немногие из них действительно из семени Ишмаэля.



Таким образом, Ибн-Эзра связывает параллель Эдом-христианский мир с тем, что эдомитяне были первыми христианами (непонятно, откуда взялась эта идея).

Но Ибн Эзра очевидно ошибается: параллель Эдом-Рим возникла в еврейской традиции еще до принятия Римской империей христианства. Откуда она взялась?

Популярная гипотеза связывает эту параллель с Иродом: мол, Ирод с одной стороны - идумей, а с другой - ставленник Августа и проводник римского влияния.

Но с другой стороны, ни в апокрифической литературе, ни в христианских источниках, ни в Кумране эта параллель нигде не встречается. Впервые она появляется больше, чем через 100 лет после Ирода, - в окружении р. Акивы в контексте восстания Бар Кохбы.
В Йер. Таанит 4:

Сказал р. Йеhуда бен р. Илай: Барух, мой учитель, <или "мой благословенный учитель"> говорил (Берешит 27:22): "Голос — голос Яакова, а руки — руки Эсава" - голос Яакова кричит от того, что сделали руки Эсава в Бейтаре. Р. Шим'он б. Йохаи сказал: Акива, мой учитель, говорил (Бемидбар 24:17): "Взошла звезда от Яакова" - взошел Козва <т.е. Бар Кохба> из Яакова. Р. Акива, когда видел Бар Козву, говорил: "вот он, царь-Машиах". Сказал ему р. Йоханан бен Турта: "Акива, из нас трава вырастет, а сын Давида еще не придет"



Я специально привел весь отрывок с контекстом. Р. Йеhуда - ученик р. Акивы, как и р. Шим'он бар Йохаи, но только более осторожный и настроенный на примирение с Римом, чем бесстрашный р. Шим'он бар Йохаи, как мы видим из известной истории в Шаббат 33b:

Сидели р. Йеhуда, и р. Йоси, и р. Шим'он бар Йохаи, и сидел при них Йеhуда сын геров. Сказал р. Йеhуда: "Как прекрасны дела этого народа <=римлян>: построили рынки, построили мосты, устроили бани..." Р. Йоси промолчал. Ответил р. Шим'он бар Йохаи: "Все это они сделали для себя. Устроили рынки, чтобы посадить на них шлюх. Бани - чтобы самим в них нежиться. Мосты - чтобы взимать плату за проход". Пошел Йеhуда сын геров и пересказал их слова, и дошли они до властей. Власти решили: р. Йеhуду - возвысить, р. Йоси, что промолчал, - сослать в Циппори, а р. Шим'она бар Йохаи - казнить.



Так что скорее всего осторожный р. Йеhуда имеет в виду того же р. Акиву, только, в отличие от р. Шим'она бар Йохаи, не называет его по имени.

В Йер. Таанит 1 обсуждается стих из Ишаяhу 21:11:

Пророчество о Думе. - Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи?



Не очень понятный стих о каком-то месте по имени Дума, имеющем отношение к Сеиру, то есть к Эдому. По Раши, Дума - это и есть парафраз Эдома.

Сказал р. Ханина сын р. Абаhу: "В книге р. Меира вместо "маса Дума" - "пророчество о Думе" было написана "маса Роми" - "пророчество о Риме".



И здесь параллель Дума-Эдом-Рим исходит из окружения р. Акивы - в данном случае от р. Меира.

В Йер. Авода Зара 1 обсуждаются разные римские праздники. Среди прочего - Сатурналии.

Сказал р. Ицхак б р. Лэзер: в Риме <римские евреи> называли Сатурналии сантория <=скрытая ненависть> Эсава.



Таким образом, параллель Эсав=Рим была популярна в самом Риме, заведомо в языческие времена.

Через несколько поколений это уже стало общим местом.

Я уже когда-то писал, как р. Ами переводил с греческого имя Диоклетиан и связывал его с предпоследним из списка предводителй Эдома – Магдиэлем:

В день, когда воцарился Лейтанос < Диоклетиан>, явился рабби Ами во сне алуф Магдиэль. Сказал <р. Ами>: "Еще один царь ожидается в Риме".



В середине 3 в. параллель Эсав-Рим стала общепринятой и в Вавилоне. См. Гиттин 16b-17а:

Пришел хабр < перс-зороастриец> и забрал <у Раба бар бар Хана> лампу. <Раши объясняет, что хабр – это перс, а лампу он забрал, потому что у персов есть праздник, когда огонь зажигают только в их храмах>. Сказал <Раба бар бар Хана>:

- Всемилостивый, или забери нас под свою тень, или под тень сыновей Эсава <римлян>.



Таким образом, параллель Эсав-Эдом-Рим, судя по всему, появилась впервые в середине 2 в. в окружении р. Акивы, а к середине 3 в. стала уже общепринятой.



 
Tags: Ибн Эзра, гемара, еврейская история, литература, недельный раздел
Subscribe

  • (no subject)

    Если кому интересно - вот запись моей вчерашней лекции "Звери-путешественники".

  • (no subject)

    Полина перевела "Дама сдавала в багаж" :גְּבֶרֶת שׁוֹלַחַת כְּבֻדָּה ,סַפָּה ,חֲבִילָה ,מִזְוָדָה ,כּוֹבַע נוֹצוֹת…

  • (no subject)

    Кто может на иврите, порадуйтесь! Помимо того, что очень смешно, еще и шеhехияну, что можно над этим смеяться. А вы говорите - травмы...…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments