hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:
В середине "Метаморфоз" Овидия помещается рассказ о Филемоне и Бавкиде.

Юпитер и Меркурий под видом простых смертных посетили место под названием Тиана во Фригии. Они обошли тысячи домов домов, и всюду им отказывали в гостеприимстве, пока они не добрались до бедной хижины, где жила бездетная пара стариков. Они омыли гостям ноги, разожгли огонь, для чего должны были даже снять немного хвороста с крыши, и накормили их, чем могли, в своем бедном жилище - копченой свининой, финиками, фигами...


Рубенс Филемон и Бавкида 1630-32


Адам Эльзхаймер Филемон и Бавкида 1608


Рембрандт Филемон и Бавкида 1658

Старуха погналась за единственным их гусем, чтобы приготовить его гостям, но не смогла догнать. Вино в кувшине чудесным образом не кончалось. Когда старики это поняли - гости открылись им и велели срочно покинуть селение и спасаться на горе, потому что они его уничтожают за негостеприимство.


Рубенс. Штормовой пейзаж с Филемоном и Бавкидой.

На горе старики оглянулись и увидели, как селение заливается водой и превращается в болото. Их хижина превратилась в храм. "Какой награды желали бы вы?" - спрашивают их гости. - "Чтобы ни один из нас не пережил другого," - отвечают старики, и тут же превращаются в два прекрасных сплетенных стволами дерева у входа в храм.

Сходство этой истории с библейскими историями Авраама и Лота бросается в глаза:
·         бездетная пара стариков
·         омывание ног гостям
·         комические сцены, связанные со старостью
·         уничтожение негостеприимного селения
·         спасение на горе
·         взгляд с горы на уничтожаемое селение
·         превращение в неодушевленные предметы

Можно было бы сказать, что речь идет о бродячем сюжете. Но этот сюжет отнюдь не бродяч: кроме Овидия, он больше нигде не встречается в античной литературе.

Исследователи обращают внимание на то, что действие происходит во Фригии. Тиана находится не во Фригии, а в Каппадокии, но для Овидия это все где-то там, в Азии. Говорят, что и финики в качестве десерта бедняков - это введенный Овидием восточный колорит: в Риме финики - привозной и экзотический товар, а там, на востоке (хотя и не во Фригии) ини доступны всем.

Говорят, что Овидий пользовался каким-то греческим источником, описывавшим местные азийские мифы и культы. Наиболее вероятным называют несохранившуюся поэму Никандра из Колофона "Heteroeumena" (="Метаморфозы").

Picture1

То, что эта история - местный азийский миф, подтверждается еще одним источником. В Деяниях Апостолов 14:8-18 рассказывается, как Павел и Варнава пришли в город Листру в Ликаонии, совсем недалеко от Тианы, и проповедовали там язычникам. После того, как они исцелили хромого, народ закричал, что это, верно, Зевс и Гермес, и местные жрецы собрались принести им жертвы. Бедные проповедники разорвали одежды и едва сумели уговорить жителей не делать этого.


 Рафаэль. Жертвоприношение в Листре. 1515

Таким образом, сюжет о сверхъестественных гостях может быть либо бродячим на Востоке, либо непосредственно заимствованным из библейского.

Последнее весьма вероятно. Евреи укоренились в этих местах, начиная с Антиоха III, переселившего туда 2000 семейств из Вавилона. Нигде взаимодействие евреев с местным населением не было столь долгим и столь взаимопроникающим, как в Малой Азии.

Похоже, что в этих местах был распространен синкретический иудео-языческий культ ипсистиариев (от υψιστος = высочайший). Мы знаем о нем из более поздних христианских источников 4 в., но есть основания считать, что он был там гораздо раньше.

По крайней мере, в 139 г. до н. э. иудеи были высланы из Рима, как было сказано в указе, за распространение культа Юпитера Сабазия. Сабазий - это верховное божество фригийцев, претор Сципион запутался, либо случайно, либо из-за распространенного в Азии синкретизма.

\

Похоже, что тогда считали, что Арарат, на котором остановился Ноев ковчег, был не в Армении, а во Фригии. По крайней мере, за 100 лет до официального принятия христианства, в Апамии чеканили монеты с изображением Ноя и его жены, выходящих из ковчега.

Таим образом, библейская история могла прикочевать к Овидию опосредовано, естественным образом интегрировавшись в азийскию мифологию.
Tags: еврейская история, живопись, история, литература
Subscribe

  • Самоубийство Елизаветы Герцен и "Иветта"

    В декабре 1875 г. Тургенев пишет в письме Анненкову: Любезнейший П(авел) В(асильевич), <..> имею Вам сообщить новость печальную и странную:…

  • (no subject)

    Я очень люблю эту фотографию. И она, конечно, посвящена дню Победы. Но, чтобы не ходить путями эморейцев и не подставлять плечо подлым тварям,…

  • (no subject)

    Очень старый пост про кепочку. https://idelsong.livejournal.com/148788.html

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Самоубийство Елизаветы Герцен и "Иветта"

    В декабре 1875 г. Тургенев пишет в письме Анненкову: Любезнейший П(авел) В(асильевич), <..> имею Вам сообщить новость печальную и странную:…

  • (no subject)

    Я очень люблю эту фотографию. И она, конечно, посвящена дню Победы. Но, чтобы не ходить путями эморейцев и не подставлять плечо подлым тварям,…

  • (no subject)

    Очень старый пост про кепочку. https://idelsong.livejournal.com/148788.html