Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

Английская википедия в статье он основателе франкизма, Якове Франке, пишет:

In 1883, a Russian magazine Русская старина (Russian Old Times) issued memoirs of an influential official of the Russian Ministry of the Interior, the privy councillor and staunch anti-Semite O. A. Phzetslavsky. He promulgated the allegations that the mothers of three of the greatest men of Poland (Frédéric Chopin, Adam Mickiewicz and Juliusz Słowacki) were converted Jews from the Frankist sect [7].



Ссылка 7 ведет на русскую статью некого Б. Клейна (2008) "Родословная Шопена", в которой написано:

Оказывается, в 1883 году в номере 14 журнала «Русская старина» помещены были мемуары влиятельного чиновника министерства внутренних дел России, тайного советника О.А.Пржецлавского. Автор этих мемуаров преподнес читателям сенсацию: у трех величайших гениев Польши - поэтов Адама Мицкевича и Юлиуша Словацкого, а также у композитора Фредерика Шопена - матери были крестившимися еврейками. Их семьи принадлежали к еврейской секте «франкистов».



Слово "оказывается" в данном контексте означает, что не только авторы английсой википедии, но и Б. Клейн воспоминаний Пржецлавского не читал, а ссылается на статью израильского журналиста Савелия Дудакова (1993) «История одного мифа» <речь идет о кровавом навете>. Дудаков о происхождении Мицкевича, Юлиуша Словацкого и Шопена пишет так:

Вместе с тем сам Пржецлавский хорошо знал польскую генеалогию (в свое время граф В.Н. Панин, уже будучи министром юстиции, получил через Туркула сведения о польских дворянах, собранные Пржецлавским), облегчив своим соплеменникам нобилитацию. Так, ему было известно, что у трех величайших гениев Польши — А. Мицкевича, Ю. Словацкого, Ф. Шопена — матери были из франкистских родов [91].



Ссылка 91 ведет на книгу Mieses, M. Polacy - Chrzesciane pochodzenia Zydowskiego, I-IV vol. Warszawa, 1938 (=Поляки - христиане еврейского происхождения.)
О книге Мезеса Б. Клейн пишет так:

В библиотеке Гарвардского университета я увидел, возможно, единственный, притом сохранившийся неполностью, экземпляр книги, озаглавленной: Mieses, M.Polacy - Chrzesciane pochodzenia Zydowskiego, I-IV vol. Warszawa, 1938. Что в переводе с польского означает: М.Мезес. Поляки - христиане еврейского происхождения. Т. I - IV. Варшава, 1938.

То, что прежде всего интересовало меня, содержалось во введении и в первом томе. Автор аргументировано доказывал, что мать Фридерика Шопена происходила из еврейской семьи, принявшей христианство во второй половине ХVIII века, то есть тогда же, когда приняли крещение и другие евреи, сторонники «франкистов».



К этой книге мы еще обратимся, а пока вернемся к воспоминаниям Пржецлавского. Клейн, как мы видели, их не читал. Дудаков - несомненно читал, поскольку подробно излагает взгляды Пржецлавского на еврейство вообще и на употребление евреями христианской крови. Но касательно происхождения Мицкевича, Юлиуша Словацкого и Шопена почему-то ссылается не на сами воспоминания, а на книгу Мезеса.

Причина, кажется, понятна. "Русская старина" с 1870 по 1918 г. доступна в сети, хотя и не оцифрована, доступны и мемуары Пржецлавского, в том числе и часть, посвященная евреям, и в частности, франкистам. Пржецлавский действительно пишет, что франкисты при крещение получали шляхетские права, что многие франкисты добились высокого положения и породнились со древними дворянскими родами. Называет по имени двух человек, про которых он знает, что они происходят от франкистов: члена Французской академии Луи Воловского , и Александра Крысинского, участника восстания 1830 г. Про обоих это и так хорошо известно. Мицкевича, Юлиуша Словацкого и Шопена Пржецлавский не упоминает.

Времена меняются, и книга, которую Б.Клейн видел в библиотеке Гарварда и считал библиографической редкостью, теперь тоже доступна в сети. Правда, не оцифрованная и без возможности поиска.

Я посмотрел, сколько мог тщательно, введение этой книги на польском. И не нашел там ни ссылки на Пржецлавского, ни упоминания матери Шопена.
Довольно значительная часть предисловия посвящена истории франкистов.

Старая шляхта была недовольна массовым вхождением в дворянство неофитов, и подавали петиции с требованием ограничить это вхождение. Они называли цифры: около 6,000 дворян-неофитов около 1764 г., около 24,000 - в 1791 г. Автор книжки, Мезес, считает такую оценку реалистичной. Он дает длинный перечень фамилий, которые обычно давали франкистам. В список входят такие фамилии, как Кжижановские и Маевские. Как известно, девичья фамилия матери Шопена была Кжижановска, а Мицкевича - Маевска.

Книга Мезеса была опубликована в 1938 г. и несмотря на ее академический характер, вызвала широкий политический интерес. Это был разгар польского антисемитизма, вовсю велись разговоры о лишении евреев гражданских прав, и тут в разгар обсуждения вышло исследование еврейского ученого, доказывавшее, что многие фамилии, в том числе некоторых активистов антисемитских кампаний, указывают, по мнению Мезеса, на еврейское происхождение.

Сразу появилась многочисленная анти-Мезесовская литература, все это широко обсуждалось в прессе. Очень скоро, впрочем, все эти споры были сметены вместе с их участниками...

Отголоски тогдашних баталий дошли и до наших дней, и не только по-русски. В частности, Гершон Шолем очень носился с историей происхождения Шопена от франкистов.

Попробуем подвести итоги.

1. Никаких документальных подтверждений франкистского происхождения матерей Шопена и Мицкевича нет. Единственное, что есть, - у обеих были фамилии, которые давали неофитам. С точки зрения Мезеса, это намекало на их франкистское происхождение, но над этой точкой зрения смеялись.

2. Распространенная ссылка на Пржецлавского - битая, Пржецлавский не называл ни Шопена, ни Мицкевича.

3. О еврейском происхождении Мицкевича говорили и в давние времена. Причиной тому - его нетипичная для поляка юдофилия (чего нельзя сказать о Шопене), известное и подтвержденное франкистское происхождение жены Мицкевича, урожденной Шимановской.

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
riftsh
Mar. 8th, 2017 11:31 pm (UTC)
Насколько я понимаю, нынешний консенсус польских мицкевичеведов допускает, что его мать могла быть франкистского происхождения. Основной современный источник аргументов в пользу этого - книга Ядвиги Маурер "Z matki obcej... Szkice o powiązaniach Mickiewicza ze światem Żydów" (1990). Много полезной информации есть в статье Аврома Дукера "Polish Frankism's Duration: From Cabbalistic Judaism to Roman Catholicism and from Jewishness to Polishness: A Preliminary Investigation" (http://www.jstor.org/stable/4466046), но он говорит, что происхождение матери Мицкевича его принципиально не волнует.
o_aronius
Mar. 9th, 2017 05:29 am (UTC)
При чтении трудов ученого мужа Дудакова мне несколько раз вспоминался известный фильм:

outreachmama
Mar. 9th, 2017 07:47 pm (UTC)
+1
lev_usyskin
Mar. 9th, 2017 05:30 am (UTC)
Савелий Дудаков - еще тот исследователь.

Рискну здесь воспроизвести мою рецензию на одну его работу - хоть и не по теме, но показательно:

В погоне за выкрестами
 
Савелий Дудаков
Петр Шафиров и другие
Иерусалим–Москва: ЭРА, 2011. — 432 с.
 
Героями книги Дудакова являются выкресты и их потомки среди исторических деятелей России XVII–XIX веков. В принципе, чем не тема — хотя и есть в ней что-то настораживающее. Даже если отвлечься от конфессионального подхода — очевидно, что уже во втором-третьем поколении потомки выкрестов напрочь утрачивали какую-то национальную специфику, ментально полностью сливаясь с остальными русскими людьми. Специфичны судьба и личный выбор первого крестившегося в роду — как, почему, что для него потом изменилось и т. д. Здесь и человеческая драма, и научный интерес. Об этом есть добротные работы серьезных ученых — скажем, специалиста по XVII веку Татьяны Опариной. Чтобы подобное исследование получилось качественным, историку надо суметь отстраниться от своих «персонажей», анализировать их отрешенно, без пафосного «ай да наши!» или «наших обижают!».
И еще. В голову помимо воли лезет такой образ советского еврея-интеллигента, которому требуются доказательства, что он в России не второй сорт, и аргументы для диалога с идиотами, считающими, что еврейская кровь — это нечто ущербное. Сегодня мы знаем, что с идиотами диалогов не ведут и право чувствовать себя в России своим не нуждается в фактологических подпорках.
Но не будем предвзяты, откроем сочинение Дудакова и попробуем его читать.
 
При Василии III и Иване Грозном уцелевшие от погромов евреи были насильственно переведены в сословие московских купцов. Вот что пишет советский историк С. В. Бахрушин: «Особенно крупное значение имел перевод в 1514 году на жительство в Москву большой группы богатых смоленских купцов, образовавших здесь особый разряд “смольнян”, занимавший в торговой иерархии Москвы второе место после “гостей”. В. О. Ключевский ошибочно полагал, что в лице “смольнян” мы имеем “не купцов г. Смоленска, а особый разряд столичного московского купечества” и что купцы, принадлежавшие к этому разряду, назывались смольнянами потому, что вели торговлю с Западной Русью и с Литвой через Смоленск. Таможенные грамоты XVI века не оставляют никаких сомнений в этом вопросе… Наиболее видные из них скоро… сделали блестящую карьеру на государственной службе в качестве дьяков. “Смольняне” играли очень видную роль в московской торговле и не случайно особо оговариваются в таможенных грамотах времен Ивана IV. Афанасий Юдин, например, вел крупнейшие дела с англичанами; ему должны были в 1589 году английские купцы Ульян Фомин (sic! — С. Д.) и Антон Марш огромную сумму — 6200 рублей… В Москве у смоленских сведенцев (переведенных на жительство. — С. Д.) был свой “смоленский” суконный ряд».
 
Характерный для авторской логики кусок: если каких-то евреев при Грозном перевели в Москву из Смоленска, то, значит, все «смольняне» в Москве — это выкресты. По этой модели Дудаков потом всю дорогу рекрутирует в выкресты разных людей. Забавно, что автора удивляет фамилия английского купца — надо вообще ничего не читать про Россию XVII века, чтобы не знать, что иностранные фамилии тогда переводились и какой-нибудь Уильям Томсон легко превращался в русских документах в Ульяна Фомина.
 
<Мещанская и Новомещанская слободы заселялись в основном выходцами из бывших польских земель. Как и в Немецкой слободе, в них был большой процент евреев, как явных, так и скрытых.


Вопрос: с чего автор это взял? Какие на этот счет видел документы или хотя бы исследования, где фигурировали бы «большие проценты»? Известно только, что однажды в Немецкой слободе при повальном обыске выявили не то двух, не то трех евреев-нелегалов. Это при нескольких тысячах человек населения… большой процент…

При дворе находился и замечательный часовой мастер, «иноземец» Петр Высоцкий. Обладатель «национальной» профессии, возможно, был еврейского происхождения.
 
А почему, собственно? Потому что кто-то с такой фамилией был евреем?


 
lev_usyskin
Mar. 9th, 2017 05:31 am (UTC)
Кого имел в виду Крижанич? Несомненно, он метил в думного дьяка Алмаза (Ерофея) Ивановича Иванова (умер в 1669 году), который происходил из вологодских посадских людей.
 
Перед этим идет инвектива Крижанича против перекрещенцев (не выкрестов!). Какое к ним имел отношение Алмаз Иванов — понять никому не дано. Это был русский человек, его происхождение действительно является интересной научной проблемой — в связи с отношением к другим известным дьяческим кланам, — но никаким еврейством тут и издали не пахнет. Впрочем, байка о еврейских корнях Иванова довольно распространена, на нее приходилось натыкаться и прежде. Почему-то Дудаков величает его государственным канцлером — такой должности не было в допетровской Руси.
 
Один из них заведует канцелярией светлейшего царя (до 1718 г. заведующим царской канцелярией был Н. М. Зотов, с 1718 г. — А. В. Макаров), другой — управляет несколькими главнейшими ведомствами, третий — самый главный управляющий у князя Меншикова. («Главным управляющим у князя Меншикова» был Федор Соловьев — основатель дворянской фамилии Соловьевых.)
 
Тут что ни слово — то перл. Зотов заведовал не царской канцелярией, а так называемой Ближней канцелярией — контрольным органом, вроде нынешней Счетной палаты. Причем не до 1718 года — он умер 23 сентября 1717-го. Никакого отношения к Кабинету Его Величества, возглавляемому Макаровым года эдак с 1705-го (точная дата неизвестна), этот орган не имел. Главное же, что данных о еврейских корнях как Зотова, так и Соловьевых не имеется. Что же до приводимого Дудаковым письма иезуитов, то оно требует квалифицированной интерпретации, а не восприятия в качестве божественного откровения.
 
Знание нескольких иностранных языков открыло перед ним двери Посольского приказа.
 
Эти сведения об отце П. П. Шафирова — чистая фантазия Дудакова. Никаких свидетельств его работы в Посольском приказе не найдено.
 
Своему сыну Петру Павел Шафиров дал прекрасное образование, в том числе и знание латинского, французского, немецкого, голландского и польского языков.
 
Серьезный биограф П. П. Шафирова, Д. О. Серов, на разгромную критику которым прежних сочинений Дудакова автор обижается в послесловии, почему-то упорно при этом путая первый инициал ученого, пишет, что зачислен в Посольский приказ П. П. Шафиров был лишь как переводчик с немецкого. И уже во время работы самостоятельно изучил голландский (что коренным образом изменило его судьбу).
 
«Великое посольство», официальным руководителем которого был глава Посольского приказа, выдающийся дипломат того времени Федор Алексеевич Головин…
 
Официальным главой Великого посольства был Ф. Я. Лефорт. А Посольский приказ Ф. А. Головин возглавил лишь 18 февраля 1700 года, через полтора года после возвращения Великого посольства в Москву.
Будем читать дальше?
o_aronius
Mar. 9th, 2017 07:03 am (UTC)
От нашего стола вашему столу:

Тот же Савелий Дудаков предположил, что евреем мог быть Шимон Африканович, один из первых ктиторов Киево-Печерского монастыря, перебравшийся на Русь при Ярослаеве Мудром, и упомянутый в Киево-Печерском патерике:

Был в земле Варяжской князь Африкан, брат Якуна Слепого, который потерял свой золотой плащ, сражаясь на стороне Ярослава с лютым Мстиславом. У этого Африкана было два сына - Фриад и Шимон. Когда умер их отец, Якун изгнал обоих братьев из их владений. И пришел Шимон к благоверному князю нашему Ярославу; тот принял его, держал в чести и отослал его к сыну своему Всеволоду, чтобы был он у него старшим, и принял Шимон великую власть от Всеволода.

Как полагал Дудаков, Шимон мог быть евреем из Магриба, который почему-то покинул родную Африку, и через все Европу и Скандинавию добравшийся до Киева. К сожалению, в подержку этой гиппотезы иерусалимский исследователь привел всего один, не слишком убедительный довод – что такое путешествие не является чем-то невозможным, поскольку, де, «спустя много лет австрийский писатель Адальберт Штифтер в повести "Авдий" (1842) рассказывает о судьбе еврея с Атласских гор, попавшего в Европу...

Израильский исследователь Савелий Дудаков утверждает, что Киевская Русь якобы переняла у Византии практику насильственного крещения . Однако никаких свидетельств о насильственном обращении древнерусских евреев нет ни в русских, ни в еврейских, ни в каких-либо других источниках (сам Дудаков никаких ссылок не приводит). Остается только гадать, откуда почтенный иерусалимский профессор об этом узнал...

По утверждению профессора Дудакова, в древнерусской литературе был известен еще один полемический антииудейский трактат, «Житие Иакова Жидовина», описывающий прение крещеного еврея Иакова с другими евреями, тоже крещеными, но насильно, и поэтому сомневающимися в истинности христианской веры (диспут происходил в Карфагене в VII в., в царствование Ираклия). Однако все исследователи единодушно утверждают, что перевод этого трактата был осуществлен только в XV веке, по инициативе новгородского архиепископа Геннадия (Гонзова)»
ermenegilda
Mar. 9th, 2017 06:57 am (UTC)
Высоко, выходит, в Польше франкистов оценили. Шляхетство им при крещении дали. "Мне, чтобы графом стать, нужно министром стать, Шипку взять, а тут..." (с).
michaelko
Mar. 9th, 2017 04:51 pm (UTC)
http://pbc.gda.pl/dlibra/doccontent?id=55197

Здесь, мне кажется, более сильное утверждение
idelsong
Mar. 9th, 2017 06:48 pm (UTC)
На какой странице? Это та же ссылка, на которую я ссылаюсь.
michaelko
Mar. 10th, 2017 08:02 am (UTC)
Да, извините. Нас страницах 289 pdf и дальше
idelsong
Mar. 10th, 2017 09:51 am (UTC)
Спасибо!
mezeh
Oct. 25th, 2017 11:01 am (UTC)
Во первых, евреи неофиты вплоть до 1764 года практически автоматически причислялись к шляхте. Практика была прекращена после массового крещения (и причисления к шляхетскому сословию) франкистов. Во вторых, кроме неофитских фамилий на происхождение часто указывал герб, неофитов причисляли к определенным гербам, в частности франкистов к гербу Лелива. В третьих, юдофилия Мицкевича для шляхтича прогрессивных взглядов того времени более чем типична.
( 12 comments — Leave a comment )

Profile

idelsong
hirsh_ben_arie

Tags

Comments

  • idelsong
    28 Feb 2024, 08:12
    Эта картинка про Украину, но с тех пор моя собственная дочка в августе вышла замуж, съездила с мужем в Италию, а 7 октября утром ее срочно призвали, а его 7 октября вечером: они оба капитаны ЦАХАЛя.…
  • idelsong
    28 Feb 2024, 08:02
    Вот тоже думала про К и Х
  • idelsong
    28 Feb 2024, 07:40
    אֲפִלּוּ חָתָן מֵחֶדְרוֹ וְכַלָּה מֵחֻפָּתָהּ

    Под далетом - шва, вехала - каф без дагеша читается как х, мехупата, потому что кала женского рода.
  • idelsong
    28 Feb 2024, 07:34
    Хатан михадерО викала михупахА??
    Смысл перевела, а вот произношение...
  • idelsong
    28 Feb 2024, 04:23
    Вы же не говорите о династической преемственности власти, правда? Правда. Это не входит в приведённое мной определение. Поэтому что касается СССР, то он был империей в той степени, в которой…
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner