здесь.
Собственно черта оседлости, и без того значительно расползшаяся после 1915 г., когда 500,000 евреев были депортированы из прифронтовой полосы во внутренние великоросские губернии, составляла малую часть этих ограничений.
Большая же часть анти-еврейского законодательства происходила вовсе не из древней истории, а из "Временных правил" 1882 г.
История эта совершенно поразительна. Как известно, народовольцы надеялись, что убийство Александра II спровоцирует крестьянскую революцию. И действительно, сразу после окончания 40-дневного траура начались революционные выступления, но направленные вовсе не против власти или против помещиков, а исключительно против евреев.
Народовольцы, среди которых евреев было совсем немного, считали, что погромы - это элемент революционного насилия. В подпольных публикациях они писали:
По поводу еврейских погромов многие интересовались ролью, которую мы, социалисты-революционеры, оставляем за собою при подобных народных расправах. <…> Относиться не только отрицательно, но даже индифферентно к чисто народному движению мы не вправе; мы обязаны выражать общую формулу всех сил, справедливо недовольных и активно протестующих, и сознательно направлять эти силы, удерживая при этом их исходный пункт.
Александр III также сначала считал, что "в преступных беспорядках на юге России евреи служат только предлогом, это дело рук анархистов". Но новоназначенный министр внутренних дел гр. Игнатьев вскоре подал докладную записку, в которой связывал погромы с эксплуатацией:
Главная причина столь несвойственного русскому народу движения (погромов) заключается в обстоятельствах, имеющих исключительно экономический характер. Евреи за последние 20 лет мало-помалу захватили в свои руки не только торговлю и промыслы, но приобрели посредством купли и арендования значительную поземельную собственность, причем благодаря своей сплоченности и солидарности они, за немногими исключениями, направили все свои усилия не к увеличению производительных сил государства, а к эксплуатации коренных жителей и преимущественно беднейших классов населения, чем и вызвали с его стороны протест, высказавшийся в прискорбной форме — в насилиях… Подавив энергично бывшие беспорядки и самоуправство для ограждения евреев от насилия, правительство признает справедливым и неотложным принять не менее энергичные меры к устранению нынешних ненормальных условий, существующих между коренными жителями и евреями, и для ограждения населения от той вредной деятельности евреев, которая, по местным сведениям, вызвала волнение.
Доклад Игнатьева был принят в качестве руководства к действию. Таким образом, российское правительство, на словах борясь с революцией, начало вполне революционную политику: выделило эксплуататорский класс и повело политику по революционному вытеснению этого класса.
Революционная политика включала в себя:
- запрет на жительство в сельской местности, даже и в пределах черты оседлости.
- запрет на приобретение земли, кроме как в пределах городов и местечек черты оседлости.
- запрет на включение в правление акционерного общества, если оно владеет землей (например, железнодорожной компании).
- запрет на государственную службу. В условиях России это означало не только офицера или чиновника, но и учителя гимназии, профессора университета, врача в государственной больнице, актера императорского театра.
В течение последующих нескольких лет к этим запретам прибавились также:
- запрет на участие в земском самоуправлении
- процентная норма в гимазиях и университетах, и на медицинских должностях в армии.
- практически полный запрет на должность присяжного поверенного. В переводе на нынешнюю терминологию это означает адвокат - член адвокатской коллегии. Большинство евреев-адвокатов до 1917 г. числились "помощниками присяжного поверенного".
Разница с диктатурой пролетариата только в относительном уважении к собственности и преемственности власти: те кто приобрели землю или получили должность до "Временных правил", не лишались немедленно достигнутых прав.
Ровно 100 лет назад, 20 марта (2 апреля) 1917 г., Временное правительство опубликовало постановление об отмене всех ограничений, обусловленных принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности. Полный текст постановления можно прочитать
Собственно черта оседлости, и без того значительно расползшаяся после 1915 г., когда 500,000 евреев были депортированы из прифронтовой полосы во внутренние великоросские губернии, составляла малую часть этих ограничений.
Большая же часть анти-еврейского законодательства происходила вовсе не из древней истории, а из "Временных правил" 1882 г.
История эта совершенно поразительна. Как известно, народовольцы надеялись, что убийство Александра II спровоцирует крестьянскую революцию. И действительно, сразу после окончания 40-дневного траура начались революционные выступления, но направленные вовсе не против власти или против помещиков, а исключительно против евреев.
Народовольцы, среди которых евреев было совсем немного, считали, что погромы - это элемент революционного насилия. В подпольных публикациях они писали:
По поводу еврейских погромов многие интересовались ролью, которую мы, социалисты-революционеры, оставляем за собою при подобных народных расправах. <…> Относиться не только отрицательно, но даже индифферентно к чисто народному движению мы не вправе; мы обязаны выражать общую формулу всех сил, справедливо недовольных и активно протестующих, и сознательно направлять эти силы, удерживая при этом их исходный пункт.
Александр III также сначала считал, что "в преступных беспорядках на юге России евреи служат только предлогом, это дело рук анархистов". Но новоназначенный министр внутренних дел гр. Игнатьев вскоре подал докладную записку, в которой связывал погромы с эксплуатацией:
Главная причина столь несвойственного русскому народу движения (погромов) заключается в обстоятельствах, имеющих исключительно экономический характер. Евреи за последние 20 лет мало-помалу захватили в свои руки не только торговлю и промыслы, но приобрели посредством купли и арендования значительную поземельную собственность, причем благодаря своей сплоченности и солидарности они, за немногими исключениями, направили все свои усилия не к увеличению производительных сил государства, а к эксплуатации коренных жителей и преимущественно беднейших классов населения, чем и вызвали с его стороны протест, высказавшийся в прискорбной форме — в насилиях… Подавив энергично бывшие беспорядки и самоуправство для ограждения евреев от насилия, правительство признает справедливым и неотложным принять не менее энергичные меры к устранению нынешних ненормальных условий, существующих между коренными жителями и евреями, и для ограждения населения от той вредной деятельности евреев, которая, по местным сведениям, вызвала волнение.
Доклад Игнатьева был принят в качестве руководства к действию. Таким образом, российское правительство, на словах борясь с революцией, начало вполне революционную политику: выделило эксплуататорский класс и повело политику по революционному вытеснению этого класса.
Революционная политика включала в себя:
- запрет на жительство в сельской местности, даже и в пределах черты оседлости.
- запрет на приобретение земли, кроме как в пределах городов и местечек черты оседлости.
- запрет на включение в правление акционерного общества, если оно владеет землей (например, железнодорожной компании).
- запрет на государственную службу. В условиях России это означало не только офицера или чиновника, но и учителя гимназии, профессора университета, врача в государственной больнице, актера императорского театра.
В течение последующих нескольких лет к этим запретам прибавились также:
- запрет на участие в земском самоуправлении
- процентная норма в гимазиях и университетах, и на медицинских должностях в армии.
- практически полный запрет на должность присяжного поверенного. В переводе на нынешнюю терминологию это означает адвокат - член адвокатской коллегии. Большинство евреев-адвокатов до 1917 г. числились "помощниками присяжного поверенного".
Разница с диктатурой пролетариата только в относительном уважении к собственности и преемственности власти: те кто приобрели землю или получили должность до "Временных правил", не лишались немедленно достигнутых прав.
Comments