В каком-то смысле таким проводником Данте становится Вергилий.
В Талмуде есть несколько историй про психопомпов. Самая известная - про р. Йоханана б. Заккаи. Она - единственная в Вавилонском Талмуде (Брахот 28b):
Когда р. Йоханан б. Закаи заболел, собрались ученики его навестить. Увидел он их и заплакал. Сказали ему ученики:
- Свеча Израиля! Правый столп! Молот крепкий! Почему ты плачешь?
Сказал он им:
- Если бы меня вели к царю из плоти и крови, который сегодня здесь, а завтра в могиле; и если он гневается на меня, то этот гнев - не навеки; а если арестует меня, то не навеки; и если умертвит меня, то эта смерть - не навеки; и можно успокоить его словами или взяткой, - и тогда бы я плакал! А теперь, когда меня поведут к Царю царей, который живет вечно; и если гневается - то его гнев навеки; и если арестует меня - то его арест навеки; и если умерщвляет - то смертью навеки; и его не умилостивить словами и не подкупить взяткой; и передо мной две дороги: одна в Ган Эден, а другая - в Геhеном; и я не знаю, по какой из них поведут меня - неужели же я не заплачу?!
Сказали ему ученики:
- Рабену, благослови нас!
Сказал он им:
- Да будет у вас страх перед Небом таким же, как страх перед плотью и кровью!
Сказали они:
- И только?
Сказал он:
- Если бы! Что говорит человек, когда совершает преступление? "Только бы никто не увидел!"
Когда подошел момент смерти, сказал он ученикам:
- Уберите сосуды, чтобы они не осквернились <мертвым телом>, и приготовьте кресло для Хизкияhу царя Иудейского!
Таким образом, в качестве психопомпа к р. Йоханану б. Закаи является царь Хизкияhу. Почему именно он?
Р. Йоханан б. Закаи не знает, по какой дороге его поведут - в Ган Эден или в Геhеном, потому что он не знает, как оценят центральный поступок его жизни - бегство из осажденного Иерусалима, явление к Веспасиану, предсказание, что Веспасиан станет императором, и скромная просьба открыть бейт мидраш в Явне...
В Санhедрин 26а-b есть история про знатного придворного Шебну, поведение которого при осаде Иерусалима Санхерибом, казалось бы, очень похоже на поведение р. Йоханана б. Закаи, а оценка мудрецов - противоположна.
У Шебны было 130,000 последователей, а у Хизкияhу – 110,000 последователей. Шебна привязал к стреле и послал Санхерибу письмо следующего содержания: «Шебна и его партия за мир, а Хизкияhу и его партия – против». Хизкияhу был очень обеспокоен, зная, что его противники в большинстве. Он опасался, что Всевышний тоже примет точку зрения большинства и, раз большинство сдается, ему тоже надо сдаться. Пришел пророк и сказал ему: (Ишаяhу 8:12):
Не считайте партией то, что народ этот считает партией
לא-תאמרון קשר, לכול אשר-יאמר העם הזה קשר
Это партия негодяев (קשר רשעים), а партия негодяев не входит в расчет.
Отметим, что в ТаНаХе нет никаких указаний на предательство Шебны, за исключением того, что Ишаяhу его за что-то ругает.
Если так, то Йоханан б. Закаи не знает, не будет ли оценено его бегство из Иерусалима и примирение с захватчиком, как предательство Шебны. В такой ситуации естественно, что явиться и провести его по дороге, ведущей в Ган Эден, должен ни кто иной, как противник Шебны - Хизкияhу. Его правоту должен подтвердить тот, кто вел себя противоположным образом.
Примем это за рабочую гипотезу и посмотрим, куда она нас приведет.
В Йер. Сота 9 говорится:
Когда умирал р. Йоханан б. Закаи, он распорядился: "Освободите двор, чтобы <вещи> не осквернились <от мертвого>, и приготовьте кресло для Хизкияху царя Иудейского. Когда умирал его учений р. Лиэзер (так в Иерусалимском Талмуде называется р. Элиэзер), он распорядился: "Освободите двор, чтобы <вещи> не осквернились <от мертвого>, и приготовьте кресло для р. Йоханана б. Закаи". А некоторые говорят - он видел то же, что и его учитель (т. е. к нему также явился Хизкияhу).
Распоряжение убрать вещи, чтобы они не осквернились от мертвого - это демонстрация мужества и хладнокровия перед лицом смерти, - популярная тема античного мира. Ср. с описанием смерти Сенеки и Сократа.
Если центральный эпизод р. Йоханана б. Закаи - это его бегство из Иерусалима, почти предательство, и создание школы в Явне, то центральный эпизод р. Элиэзера - упорство в споре с мудрецами, приведшее к трагическому разрыву, отлучению и отщепенству. Возможно, именно они привели его к обвинению в христианстве, которого он чудом смог избежать. Его смерть, описанная в Санхедрин 68а, - продолжение той же трагической истории.
Трагичнее всего для р. Элиэзера то, что он не смог передать свое учение следующему поколению:
Я учил много Торы и много обучал Торе. Я учил много Торы, но забрал от своих учителей не больше, чем собака, которая лакает из моря. Я много обучал Торе, но мои ученики взяли от меня не больше, чем тонкая кисточка <для ресниц> из полного меха. Я учил 300 законов о <нечистых> пятнах, и никто никогда не спрашивал меня о них. Я учил 300 - а некоторые говорят 3000 - законов о посадках огурцов <термин, означающий колдовство>, и никто не спрашивал меня о них, кроме Акивы б. Йосефа.
Таким образом, трагедия р. Элиэзера - то, что его упорство и бескомпромиссность привели к тому, что он не смог передать свое учение ученикам. И провожатым к нему приходит р. Йоханан б. Закаи, способность которого к компромиссам дала ему возможность создать свою школу и передать свое учение!
Третья история про психопомпа также находится в Йер. Сота 9:
Одному из семейства Бейт Пази предлагали породниться с Наси. Он отказался, сказав: "Чтобы они не стыдились меня". Когда он умирал, распорядился: "Освободите двор, чтобы <вещи> не осквернились <от мертвого>, и приготовьте кресло для Йеhошафата царя Иудейского. Сказали: "Придет тот, кто гоняется за почестями, за тем, кто бежит от почестей".
Нет никаких признаков, когда произошла эта история. Видимо, позже 200 г., когда институт Наси стал значительно важнее. Наси - потомки Гиллеля и опосредованно Давида, а Бейт Пази, надо полагать, не выделялся знатностью. Мы знаем про невежественного и богатого бен Эл'аша, зятя Раби. А вот человек из дома Пази, стало быть, отказался - из гордости.
В отличие от него, Йеhошафат согласился породниться с домом Ахава (Диврей hаЯмим 2:18:1):
И было у Йеhошафата много богатства и славы; и породнился он с Ахавом.
И пророк ругал его за это (Диврей hаЯмим 2:19:2):
И выступил навстречу ему Йеhу, сын Ханани, прозорливец, и сказал царю Йеhошафату: следовало ли тебе помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа? За это на тебя гнев от лица Господня.
Таким образом, во всех трех историях получается сходная картина. Человек делает непростой выбор и не уверен, что он правилен. Есть исторический прецедент, когда праведник прошлого поступил иначе. И теперь, когда человек умирает, он ждет, что к нему явится провожатым тот самый праведник прошлого и, не отказываясь от своего выбора в своих обстоятельствах, подтвердит, что согласен с выбором героя.