hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

Психопомп

Психопомп (греч. ψυχοπομπός — «проводник душ») — существо, дух, ангел или божество, во многих религиях ответственное за сопровождение душ умерших в иной мир. В греческой мифологии прозвище бога Гермеса, провожающего души умерших в Аид. Роль проводника — не свершение суда над умершим, а предоставление безопасного прохода.





В каком-то смысле таким проводником Данте становится Вергилий.

В Талмуде есть несколько историй про психопомпов. Самая известная - про р. Йоханана б. Заккаи. Она - единственная в Вавилонском Талмуде (Брахот 28b):

Когда р. Йоханан б. Закаи заболел, собрались ученики его навестить. Увидел он их и заплакал. Сказали ему ученики:

- Свеча Израиля! Правый столп! Молот крепкий! Почему ты плачешь?

Сказал он им:

- Если бы меня вели к царю из плоти и крови, который сегодня здесь, а завтра в могиле; и если он гневается на меня, то этот гнев - не навеки; а если арестует меня, то не навеки; и если умертвит меня, то эта смерть - не навеки; и можно успокоить его словами или взяткой, - и тогда бы я плакал! А теперь, когда меня поведут к Царю царей, который живет вечно; и если гневается - то его гнев навеки; и если арестует меня - то его арест навеки; и если умерщвляет - то смертью навеки; и его не умилостивить словами и не подкупить взяткой; и передо мной две дороги: одна в Ган Эден, а другая - в Геhеном; и я не знаю, по какой из них поведут меня - неужели же я не заплачу?!

Сказали ему ученики:

- Рабену, благослови нас!

Сказал он им:

- Да будет у вас страх перед Небом таким же, как страх перед плотью и кровью!

Сказали они:

- И только?

Сказал он:

- Если бы! Что говорит человек, когда совершает преступление? "Только бы никто не увидел!"

Когда подошел момент смерти, сказал он ученикам:

- Уберите сосуды, чтобы они не осквернились <мертвым телом>, и приготовьте кресло для Хизкияhу царя Иудейского!



Таким образом, в качестве психопомпа к р. Йоханану б. Закаи является царь Хизкияhу. Почему именно он?

Р. Йоханан б. Закаи не знает, по какой дороге его поведут - в Ган Эден или в Геhеном, потому что он не знает, как оценят центральный поступок его жизни - бегство из осажденного Иерусалима, явление к Веспасиану, предсказание, что Веспасиан станет императором, и скромная просьба открыть бейт мидраш в Явне...

В Санhедрин 26а-b есть история про знатного придворного Шебну, поведение которого при осаде Иерусалима Санхерибом, казалось бы, очень похоже на поведение р. Йоханана б. Закаи, а оценка мудрецов - противоположна.

У Шебны было 130,000 последователей, а у Хизкияhу – 110,000 последователей. Шебна привязал к стреле и послал Санхерибу письмо следующего содержания: «Шебна и его партия за мир, а Хизкияhу и его партия – против». Хизкияhу был очень обеспокоен, зная, что его противники в большинстве. Он опасался, что Всевышний тоже примет точку зрения большинства и, раз большинство сдается, ему тоже надо сдаться. Пришел пророк и сказал ему: (Ишаяhу 8:12):

Не считайте партией  то, что народ этот считает партией

לא-תאמרון קשר, לכול אשר-יאמר העם הזה קשר

Это партия негодяев (קשר רשעים), а партия негодяев не входит в расчет.



Отметим, что в ТаНаХе нет никаких указаний на предательство Шебны, за исключением того, что Ишаяhу его за что-то ругает.

Если так, то Йоханан б. Закаи не знает, не будет ли оценено его бегство из Иерусалима и примирение с захватчиком, как предательство Шебны. В такой ситуации естественно, что явиться и провести его по дороге, ведущей в Ган Эден, должен ни кто иной, как противник Шебны - Хизкияhу. Его правоту должен подтвердить тот, кто вел себя противоположным образом.

Примем это за рабочую гипотезу и посмотрим, куда она нас приведет.

В Йер. Сота 9 говорится:

Когда умирал р. Йоханан б. Закаи, он распорядился: "Освободите двор, чтобы <вещи> не осквернились <от мертвого>, и приготовьте кресло для Хизкияху царя Иудейского. Когда умирал его учений р. Лиэзер (так в Иерусалимском Талмуде называется р. Элиэзер), он распорядился: "Освободите двор, чтобы <вещи> не осквернились <от мертвого>, и приготовьте кресло для р. Йоханана б. Закаи". А некоторые говорят - он видел то же, что и его учитель (т. е. к нему также явился Хизкияhу).



Распоряжение убрать вещи, чтобы они не осквернились от мертвого - это демонстрация мужества и хладнокровия перед лицом смерти, - популярная тема античного мира. Ср. с описанием смерти Сенеки и Сократа.

Если центральный эпизод р. Йоханана б. Закаи - это его бегство из Иерусалима, почти предательство, и создание школы в Явне, то центральный эпизод р. Элиэзера - упорство в споре с мудрецами, приведшее к трагическому разрыву, отлучению и отщепенству. Возможно, именно они привели его к обвинению в христианстве, которого он чудом смог избежать. Его смерть, описанная в Санхедрин 68а, - продолжение той же трагической истории.

Трагичнее всего для р. Элиэзера то, что он не смог передать свое учение следующему поколению:

Я учил много Торы и много обучал Торе. Я учил много Торы, но забрал от своих учителей не больше, чем собака, которая лакает из моря. Я много обучал Торе, но мои ученики взяли от меня не больше, чем тонкая кисточка <для ресниц> из полного меха. Я учил 300 законов о <нечистых> пятнах, и никто никогда не спрашивал меня о них. Я учил 300 - а некоторые говорят 3000 - законов о посадках огурцов <термин, означающий колдовство>, и никто не спрашивал меня о них, кроме Акивы б. Йосефа.



Таким образом, трагедия р. Элиэзера - то, что его упорство и бескомпромиссность привели к тому, что он не смог передать свое учение ученикам. И провожатым к нему приходит р. Йоханан б. Закаи, способность которого к компромиссам дала ему возможность создать свою школу и передать свое учение!

Третья история про психопомпа также находится в Йер. Сота 9:

Одному из семейства Бейт Пази предлагали породниться с Наси. Он отказался, сказав: "Чтобы они не стыдились меня". Когда он умирал, распорядился: "Освободите двор, чтобы <вещи> не осквернились <от мертвого>, и приготовьте кресло для Йеhошафата царя Иудейского. Сказали: "Придет тот, кто гоняется за почестями, за тем, кто бежит от почестей".



Нет никаких признаков, когда произошла эта история. Видимо, позже 200 г., когда институт Наси стал значительно важнее. Наси - потомки Гиллеля и опосредованно Давида, а Бейт Пази, надо полагать, не выделялся знатностью. Мы знаем про невежественного и богатого бен Эл'аша, зятя Раби. А вот человек из дома Пази, стало быть, отказался - из гордости.

В отличие от него, Йеhошафат согласился породниться с домом Ахава (Диврей hаЯмим 2:18:1):

И было у Йеhошафата много богатства и славы; и породнился он с Ахавом.



И пророк ругал его за это (Диврей hаЯмим 2:19:2):

И выступил навстречу ему Йеhу, сын Ханани, прозорливец, и сказал царю Йеhошафату: следовало ли тебе помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа? За это на тебя гнев от лица Господня.



Таким образом, во всех трех историях получается сходная картина. Человек делает непростой выбор и не уверен, что он правилен. Есть исторический прецедент, когда праведник прошлого поступил иначе. И теперь, когда человек умирает, он ждет, что к нему явится провожатым тот самый праведник прошлого и, не отказываясь от своего выбора в своих обстоятельствах, подтвердит, что согласен с выбором героя.
Tags: гемара
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (без темы)

    Аисты еще до Рош hаШана пролетали, а это журавли. Они прилетели клиньями и курлычут над нашим домом.

  • (без темы)

    Мусульмане считают, что скрытый колодец, который ангел показал Агар - это колодец Замзам в Мекке. Но почему-то так же считает и Ибн Эзра. В…

  • (без темы)

    Полицейские в Сен-Тропе совершают рейд на нудистский пляж. Ян Мостарт ок. 1545.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments