hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

Обязаны ли мы искать истину?

«Мамзер не войдет в общество Господне, и десятое поколение его не войдет в общество Господне» (Дварим 23:3)

 

Мы привыкли понимать, как Сифри, что десятое поколение означает «навеки». Сифри (סיפרי דברים פיסקא רמח ד"ה דור עשירי) выводят это из Аммонитянина и Моавитянина, про которых сказано: «Аммонитянин и Моавитянин не войдет в общество Господне, и десятое поколение их не войдет в общество Господне навеки». В соответствие с этим решает Рамбам (הלכות איסורי ביאה פרק טו הלכה א) «И одинаково мужчины и женщины <мамзеры> запрещены всегда, как сказано «десятое поколение», то есть навеки.

Иерушалми Кидушин 43а приводит еще два альтернативных мнения:

  1. Р. Лазер (Эл'азар) б. Р. Шимон: Мамзеры в одиннадцатом поколении – мужчины запрещены, а женщины разрешены.Он выводит это из параллели с Моавитянами и Аммонитянами.

  1. Спросили Р. Элиэзера: «Какой закон мамзера в одиннадцатом поколении?» Сказал им: «Покажите мне третье поколение, и я его очищу». Что он имеет в виду? Что они не выживают. Как сказал Р. Ханина: «Раз в 60 или 70 лет הקב"ה приводит мор (דבר) в мир и уничтожает мамзеров. И вместе с ними забирает и законных (כשירים), чтобы не делать <грехи> грешников достоянием гласности (שלא לפרסם לחטאים). Аналогично тому, как сказал Р. Леви сказал Реш Лакиш: «На том же месте, где приносят жертву ола, приносят жертву хатат, чтобы не делать <грехи> грешников достоянием гласности (שלא לפרסם לחטאים).

То есть, по мнению Р. Ханины, видимо, разделяемому Р. Элиэзером, раз в 60-70 лет по земле проходит мор и уничтожает мамзеров. И исключительно ради сокрытия истины этот мор захватывает также и законных детей.

Удивительным образом, Вавилонский Талмуд вообще не разбирает этот вопрос и не упоминает приведенные выше барайты. Мы не узнаем из него ни про мор, ни про гибель законных, ни про то, что «десятое поколение» означает «навеки».  andrutchak меня поправил - это все встречается в Иевамот 78b. Большое спасибо! (6.12.06)

Вместо этого разбирается такая сугия (Кидушин 70а):

Сказал Рав Йеhуда сказал Шмуэль: «Все страны мешанина (עיסה) относительно Эрец Исраэль, а Эрец Исраэль мешанина относительно Вавилона. То есть, в смысле родословной, надежнее всего евреи Вавилона, затем – евреи Эрец Исраэль, а потом – все остальные. Во времена Рабби задумали объявить Вавилон мешаниной относительно Эрец Исраэль. Сказал он им «Вы мне вставляете колючки в глаза» <как потомку Гиллеля>. Если вы хотите, то поговорите с Р. Ханиной бар Хама. Позвали Р. Ханину бар Хаму. Сказал им: «Так получил я от Р. Ишмаэля б. Р. Иоси, который слышал от отца: «Все страны мешанина (עיסה) относительно Эрец Исраэль, а Эрец Исраэль мешанина относительно Вавилона». 

Во времена Р. Пинхаса <это амора IV века> хотели объявить мешаниной относительно Эрец Исраэль. Сказал <Р. Пинхас> своим рабам: «Когда я скажу две вещи в Бейт Мидраше, хватайте портшез со мной и убегайте!». Пришел в бейт мидраш и объявил: «Нет заповеди шхиты птицы из Торы

(אין שחיטה לעוף מן התורה)». По Раши, это не очевидная нелепость, а некий малоизвестный хидуш. Когда они подняли на него глаза, сказал: Все страны мешанина относительно Эрец Исраэль, а Эрец Исраэль мешанина относительно Вавилона (כל ארצות עיסה לארץ ישראל, וארץ ישראל עיסה לבבל). Схватили рабы портшез и убежали. Погнались те за ним, но не догнали. Сели и стали это исследовать, пока это не стало опасно, и тогда прекратили. Сказал Р. Иоханан: «Клянусь! Это в наших руках, но что же делать, если великие в нашем поколении могут оказаться замараны»

(היכלא! בידינו היא, אבל מה אעשה שהרי גדולי הדור נטמעו בה).

Как сказал Р. Ицхак: «Семья, которая перемешалась – перемешалась». Сказал Абайе: «И мы тоже учили: была за Иорданом семья Бейт hацрифа, и Бен Цион отдалил ее своей властью. И еще была одна семья, и Бен Цион приблизил ее своей властью. Как если Элиаhу придет приближать и отдалять, очищать и объявлять нечистыми – это все про семьи, про которые знают. А <про те, которые не знают>, если семья перемешалась - перемешалась.

То есть Элиаhу не будет портить репутацию тем семьям, у которых она не была испорчена.

Еще была одна семья, и хахамим не хотели это делать достоянием гласности. Однако же передают это своим сыновьям и ученикам раз в неделю.

Сказано в Тосефте: Если человек сказал: «Пусть я буду назиром, если не открою имена семейств» <про которые хахамим известно, что у них в роду были мамзеры, и хахамим держат это в тайне> - пусть будет назиром и не откроет. (см. о комментарии Маhарша к этой Тосефте).

В соответствии с этим решает Рамбам (הלכות מלכים פרק יב הלכה ג):

Во времена царя Машиаха, когда укрепится он в своем царстве и соберется к нему весь Израиль, все узнают свою родословную из его уст ברוח הקודש.

А касательно Израиля он сообщит, к какому колену они принадлежат. Но если кто-то считается законным, он не станет сообщать, что это мамзер или раб, как сказано: «Если семья замаралась перемешалась– замаралась перемешалась»

Таким образом, по Вавилонскому Талмуду, если информация о плохой родословной семьи не стала достоянием гласности, то запрещено доискиваться истины в этом вопросе. Более того, Элиаhу в конце времен тоже не раскроет эту истину.

$2
Tags: гемара
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments