hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:
Picture1

Картина Сергея Судейкина "Моя жизнь - приют комедиантов". Картина написана в 1916 гг.

В описаниях хорошо узнаваемы четыре маски, изображенные в виде героев Commedia dell'arte. Возле каждого из них я поместил его портрет, чтобы можно было убедиться в его узнаваемости.

Picture2
Сам автор - С.Судейкин - изображен справа в виде Арлекина. В виде Коломбины изображена его жена - О.А.Глебова-Судейкина, с которой они расстались в 1915 г.]

В тот же год Судейкин сходится с Верой де Боссе. Они живут вместе много лет, вместе эмигрируют, и позже Вера Судейкина сходится с Игорем Стравинским. Она изображена в виде обнаженной женщины, лицо которой мы видим в зеркале. Исходя из ее портрета работы того же Судейкина, полагаю, что загадочный ребенок на картине - это тоже она.

Справа Слева в черном костюме доктора Дапертутто изображен М.Кузмин. Брак Судейкина с О.А. Глебовой-Судейкиной распался после того, как она узнала о его гомосексуальной связи с Кузминым.

Таким образом, все узнанные персонажи связаны любовной связью с автором картины. Отметим, что двое из них появляются в ахматовской "Поэме без героя" - Глебова-Судейкина в виде Коломбины, а Кузмин - в виде Владыки мрака, то есть черта.

Хвост запрятал под фалды фрака...
      Как он хром и изящен...
                                                Однако
            Я надеюсь, Владыку Мрака
                  Вы не смели сюда ввести?
Маска это, череп, лицо ли —
      Выражение скорбной боли,
            Что лишь Гойя сумел передать.
Общий баловень и насмешник —
      Перед ним самый смрадный грешник —
            Воплощенная благодать...


В 1961 г. Ахматова пишет:

Больше всего будут спрашивать, кто же - "Владыка Мрака" (про Верстовой Столб уже спрашивали), т. е. попросту черт. Он же в "Решке": "Сам изящнейший Сатана". Мне не очень хочется говорить об этом, но для тех, кто знает всю историю 1913 г., - это не тайна. Скажу только, что он, вероятно, родился в рубашке, он один из тех, кому все можно. Я сейчас не буду перечислять, что было можно ему, но если бы я это сделала, у современного читателя волосы стали дыбом.



Общеизвестно, что речь идет о Кузмине.

Отметим, что Глебова-Судейкина появляется в поэме не только в виде Коломбины, но еще и в виде Путаницы, Психеи и Козлоногой. Все это - ее роли в разных пьесах, но для нас важнее, что это все - ее портреты работы Судейкина.

putanica
"Путаница"

В 1953 г. Ахматова пишет:

Кстати о путанице <..> Все, что я знала о ней до вчерашнего дня (6 июня 1953) было заглавие, портрет О. А. в этой роли, сделанный С. Судейкиным. Оригинал в Русском музее, авторская копия в Минске. Вчера мне принесли пьесу, поразившую меня своим убожеством. В числе источников поэмы прошу ее не числить.


"Распахнулась атласная шубка" - это именно про этот портрет.

psisha
"Псиша"

kozlonog
"Танец козлоногих"

Таким образом, "Поэма без героя" теснейшим образом связана с картинами Судейкина, включая и "Мою жизнь".

Но кто же остальные герои картины? Естественно предположить, что Пьеро - это Всеволод Князев, покончивший собой в апреле 1913 г. Он был влюблен в Глебову-Судейкину, у него был гомосексуальный роман с Кузминым.

Тема его самоубийства - центральная в поэме:

На площадке пахнет духами,
        И драгунский корнет со стихами
              И с бессмысленной смертью в груди
Позвонит, если смелости хватит...
       Он мгновенье последнее тратит,
              Чтобы славить тебя.
                                                        Гляди:
Не в проклятых Мазурских болотах,
       Не на синих Карпатских высотах...
              Он — на твой порог!
                     Поперек.
              Да простит тебя Бог!

       (Сколько гибелей шло к поэту,
       Глупый мальчик: он выбрал эту, —
       Первых он не стерпел обид,
       Он не знал, на каком пороге
       Он стоит и какой дороги
       Перед ним откроется вид...)

Это я — твоя старая совесть
       Разыскала сожженную повесть
              И на край подоконника
                     В доме покойника
                     Положила —
                                          и на цыпочках ушла...



В поэме Ахматова прямо называет его “драгунским Пьеро”. И не удивительно: в стихах, опубликованных после смерти, он сам называет себя Пьеро:

Пьеро, Пьеро, — счастливый, но Пьеро я!
И навсегда я быть им осужден.
Не странно ли — нас четверо и трое,
И я один влюблен — и отделен!
Ах, рая дверь мне преграждают двое,
Но в «первый рай» я все равно введен, —
Пусть Арлекин закутан в плащ героя.
Моей любви не уничтожит он!
Я видел смех, улыбки Коломбины,
Я был обвит кольцом прелестных рук…
Пусть я — Пьеро, пусть мне победа — звук,
Мне не страшны у рая Арлекины,
Лишь ты, прекрасная, свет солнца, руки
Не отнимай от губ моих в разлуке.



И еще:

Вы милая, нежная Коломбина,
Вся розовая в голубом.
Портрет возле старого клавесина
Белой девушки с желтым цветком!
Нежно поцеловали, закрыв дверцу
(А на шляпе желтое перо)…
И разве не больно, не больно сердцу
Знать, что я только Пьеро, Пьеро?..



На картине Пьеро - с альбомом и пером в руке, то есть поэт. Фотография Князева немного в другом ракурсе, но мне кажется, понятно, что Пьеро на картине - это он.

Таким образом, на картине - не два, а три центральных персонажа "Поэмы без героя". Причем Князев умер за 3 года до картины.

Кто же остальные двое? Рискну предположить, что это другие два любовника Глебовой-Судейкиной: художник Савелий Сорин, с которым она ездила во Флоренцию в 1913 г., и музыкант и композитор Артур Лурье, с которым она впоследствии долго жила и вместе эмигрировала.

Я развернул портреты того и другого на 180°, чтобы ракурс был похож на тот, что на картине. Лурье при этом с арфой.

Picture3

Таким образом, отношения между героями можно изобразить вот такой непростой схемой.

Picture4


Дочитав последнюю фразу,
Не поймешь, кто в кого влюблен


 
Tags: живопись, литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments