hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

Про оседланного Аристотеля

Сюжет о мудреце, который, несмотря на свою мудрость, оказывается беззащитен перед женским соблазном - бродячий. В Талмуде есть несколько таких историй - см., например, интересную статью Р. Кипервассера.

Вполне бродяч и извод этого сюжета, когда женщина своими уловками добивается того, что надевает на мужчину уздечку и ездит на нем, как на лошади.

Говорят, самый старый пример этого сюжета - в Панчатантре:

-  Жил-был царь Нанда (что означает «радость»), славившийся своей силой и мужеством и владевший землей, окруженной морем. Диадемы многочисленных владык покрывали сетью блеска его скамью для ног, и слава его была незапятнана, как лучи осенней луны.
Был у него советник по имени Вараручи (что означает «склонный к исполнению желаний»), постигший все науки. Как-то раз жена советника гневалась на мужа, затеяв с ним любовную ссору. И она никак не успокаивалась, хотя тот с необычайной любовью услаждал ее всеми способами. И вот супруг обратился к ней:
– Дорогая! Скажи, как умилостивить тебя. Я непременно сделаю это.
Тогда, снизойдя наконец к нему, она сказала:
– Если ты обреешь голову и падешь к моим ногам, я склонюсь на милость.
И когда это было исполнено, она успокоилась.
Между тем и супруга Нанды тоже разгневалась и не успокаивалась, как ее ни склоняли на милость. Царь сказал:
– Дорогая! И мгновенья не могу я прожить без тебя. Вот я ищу милости, лежа у твоих ног.
Она сказала:
– Если я вложу тебе в рот уздечку, взберусь на твою спину и стану погонять тебя, а ты побежишь и заржешь, как лошадь, то я успокоюсь.
И все это было исполнено.
И вот утром Вараручи вошел к царю, сидевшему в собрании. Увидев его, царь спросил:
– О Вараручи! Почему ты обрил голову не в лунный день?
Тот ответил:
– Когда пристанут женщины…



В этой сказке царь и мудрец оказались равно беззащитными перед женскими чарами: мудрец - обрил голову, а царь - позвоил надеть на себя уздечку и возил жену, как лошадь.

Сходный вариант есть, говорят, и по-арабски в книге Аль-Джахиза (9 в.) "Книга о добрых делах и их противоположности".

Видимо, с Востока этот сюжет пришел в средневековую Европу, где сразу обрел определенные черты: абстрактный царь превратился в Александра Македонского, а мудрец, разумеется, в Аристотеля.

В начале 13 в., появляются старофранцузская поэма "Lai d'Aristote" и немецкая "Аристотель и Филлида". Во французской поэме действие происходит в Индии, Александр влюбляется в индийскую принцессу, Аристотель упрекает его в пренебрежении царскими обязанностями, принцесса соблазняет Аристотеля и заставляет его служить лошадью.

В немецкой поэме барышня непонятного происхождения по имени Филлис.

Забавно, что этот сюжет появляется в Европе раньше, чем переведено большинство книг Аристотеля. То есть мода на Аристотеля и сатирическая история про него появляются раньше, чем становятся доступны его сочинения.

Забавнио и то, что сказка появляется на народных языках, а не по-латыни.

Как бы то ни было, начиная с 14 в., оседланный Аристотель становится популярным художественным сюжетом.
Вот, например, киот слоновой кости (1310-1330 гг).


Английский псалтирь 1320-1340



Собор в Лионе


Фреску из Сан Джиминьяно я недавно приводил.
5-aristotele-e-fillide.jpg

Сюжет остался популярным намного позже: его писали Кранах, Лукас ван Лейден и Леонардо да Винчи.







Tags: живопись, история
Subscribe

  • (no subject)

    Знаете известного антисемита Проханова? Оказывается, его дед, тоже Александр, был лидером молокан, обучался в Париже медицине и еще на каком-то…

  • (no subject)

    К нам в Москве однажды пришла курьерша из военкомата. Я, как открыл дверь, сразу понял, что она из военкомата: у нее был фингал под глазом. И решил,…

  • (no subject)

    "Огонек" 15 июня 1933 г. "Можем повторить" по-довоенному. Русский язык, правда, подкачал. Впрочем, и у нынешних патриотов не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments