1. Если будет найден убитый на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе для владения ею, павший в поле, неизвестно, кто убил его; 2. То выйдут твои старейшины и твои судьи и измерят (расстояние) до городов, которые вокруг убитого. 3. И будет город, ближайший к убитому, — и возьмут старейшины того города телицу крупного скота, на которой еще не работали, которая еще не ходила в ярме. 4. И приведут старейшины того города телицу в долину твердокаменную, которая не обрабатывается и не засевается, и прорубят там шею телице, в долине. 5. И приступят священнослужители, сыны Леви, ибо их избрал Господь, Бог твой, служить Ему и благословлять Именем Господа, и по их слову будет (признана) всякая тяжба и всякая язва; 6. И все старейшины того города, ближайшие к убитому, омоют руки свои над телицей с прорубленной шеей в долине; 7. И возгласят они, и скажут: Наши руки не пролили этой крови, и наши глаза не видели. 8. Даруй искупление народу Твоему, Исраэлю, которого Ты избавил. Господи, и не дай (быть) невинной крови в среде народа Твоего, Исраэля! и будет искуплено им за кровь. 9. Ты же устрани кровь невинную из твоей среды, ибо ты делаешь то, что прямо в глазах Господа.
Из всех загадочных заповедей это, пожалуй, самая загадочная. Это - не жертвоприношение. Есть еще несколько таких не-жертвоприношений, когда животных убивают за пределами Храма: красная корова, козел отпущения. Нo они все-таки связаны с Храмом - краснyю корову зарезают в виду Храма, козла отпущения отправляют в пустыню из Храма. А у агла аруфа - как перевести? телица с перебитым хребтом? - связь с Храмом полностью отсутствует.
Ее убивают таким образом, что она становится нечистой - невела - и хоронят в неплодородном месте.
Когда ее убивают, вообще не упоминают Всевышнего. Только позже, когда старейшины умывают руки, они произносят ритуальный текст, где упоминается имя Всевышнего. Таким образом, кульминацией обряда оказывается не само убиение телицы, а омовение рук.
Гемара подчеркивает связь этого обряда с землей: должен быть именно убитый мечом, чья кровь пролилась на землю; он должен быть найден именно на земле, а не в воде, не под землей и не висящим на дереве. Убийца должен быть совсем неизвестен: если есть один свидетель, и даже негодный для свидетельства - убийцу нельзя осудить, но обряд производиться не будет. Гемара также подчеркивает, что этот ритуал предполагает, что такой найденный труп - из ряда вон выходящее явление. Он был отменен, когда убийство стало обыденным делом.
Интересная статья Александра Рофе (иврит) сопоставляет заповедь агла аруфа с разнообразными законами, принятыми у окружающих народов. Разбирая (и отвергая) многие принятые в литературе сопоставления, он находит сходство с хеттским законом. У хеттов, если на поле найден труп (в тексте закона не сказано "убитый", но вероятно, это подразумевается) - поле переходит в собственность наследников покойника.
Закон совершенно удивительный, учитывая, что вообще хеттское законодательство очень осторожно относится к передаче земли в чужое владение. Ни в качестве выплаты ущерба, ни за долги - земля не отчуждается. Скорее уже человек будет продан в рабство. А если все-таки поле продают или делят - приносят специальную жертву и молятся богам солнца и ветров, чтобы они не обиделись за эту продажу и не сделали землю неплодородной..
Аналогично этому, невинно пролитая кровь, по мнению хеттов, превращает землю в проклятую и неплодородную. И только передача земли семье покойника может ее излечить.
В Торе тоже есть идея, что земля становится проклятой и неплодородной от невинно пролитой крови, как, например, в истории Каина (Берешит 4:10-13):
И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;
и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;
когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя
Обратим внимание, что по закону Торы земля тоже не является объектом полноценной продажи. Любая продажа - до юбилейного года, в юбилейный год вся земля возвращается к своим исходным родовым владельцам по законам наследства. Точно так же в юбилейный год возвращаются в исходное состояние и рабы, засидевшиеся в рабстве до этого времени.
Но пока юбилейный год не наступил - на ближайших родственниках обязанность выкупать, и землю и самого родственника из рабства. Причем такой выкупатель-освободитель называется одним и тем же словом - гоэль.
Помимо этих двух значений - выкупатель земли и освободитель раба - у слова гоэль есть и еще одно значение: гоэль hадам - кровный мститель. Тора даже не говорит, что его обязанность - отомстить убийце. То, что близкий родственник захочет отомстить убийце - для нее само собой разумеется. Если убийца нечаянный - Тора назначила ему такое местное изгнание - город-убежище, аналогично тому, как Каин отправляется в изгнание (и строит там город). Но если кровный мститель встретит нечаянного убийцу за пределами города-убежища, - он его убьет. И это действие будет называться тем же словом, как выкуп земли или освобождение раба. Без этого пролитая кровь и впитавшая ее земля оказываются связаны общим проклятием.
Обряд агла аруфа предназначен для ситуации, когда такое очищение никак не возможно: неизвестно, кто убийца. И вот, в такой ситуации как бы инсценируется убийство, чтобы отнести его за пределы отношений человека с землей: берется телица, никогда не участвовавшая в обработке земли; отводится на место, непригодное для обработки ( и запрещенное для обработки в будущем). Труп человека в инсценировке заменяется трупом телицы, с гораздо более легкой нечистотой, старейшины города умывают руки - и таким образом осквернение земли как бы минимизируется и выводится из сельскохозяйственных отношений.
А где же монотеистическое переосмысление? - Оно есть! Родовой надел - не априорная данность, а получен от Всевышнего; проклятие за пролитую кровь - не закон природы, а наказание народу за невинную кровь, которое Всевышний может отменить. Обязанность обряда - не на владельце поля, а на старейшинах города: это их обязанность установить правопорядок, не допускающий кровопролития.