Так, примерно за неделю до начала учебного года в 11 классе он сообщил нам, что решил уйти из ешивы в школу Амит. В Маале Адумим два религиозных тихона, и всегда считалось, что Амит - это для арсов. Поэтому мы его послали в ешиву, хотя не очень были ею довольны.
Мы, конечно, не заметили, что за несколько лет в Амите собрался хороший коллектив молодых учителей, и стало намного лучше. Там и контингент учеников подтянулся. Все, кто праздновал у меня дома Пурим, когда к нам заходили выпивать директор и завуч Амита (оба моложе 40), поймут, о чем я говорю. А в маалешной ешиве, наоборот, с Яшкиных времен стало только хуже. (Я имею в виду школу-ешиву, как обстоят дела в ешиват hесдер, я не знаю).
Точно так же мы были удивлены, когда в конце 12 класса Оська сообщил нам, что он хочет отложить на год армию и поучиться в ешиве. Поездил по нескольким местам и выбрал отличное место - кибуц Маале Гильбоа.
В этом году он живет там и приезжает раз в две недели, и мы не нарадуемся его рассказам: мальчик приезжает домой и рассказывает, что интересное они учили, какие там интересные лекции и симпатичные ребята.
Вот сегодня был родительский день, мы там побывали и убедились, что там еще лучше, чем можно было представить себе по его рассказам.Вот так выглядит вид из ешивы даже при сегодняшней плохой погоде, а при хорошей там виден заснеженный Хермон.
Нам понравились и Оськины интеллигентные однокашники, и их интеллигентные родители, и преподаватели, и принятый у них стиль открытого обсуждения.
Мы выслушали две интересных драши: одну - Оськиного рава, про стих [Шмот 14: 31]: "...и поверили они в Господа и в Моше, Его раба." Драша была про р. Цадока из Люблина. который говорил, что раз в этом стихе н а равных упоминается вера во Всевышнего и в человека (в данном случае Моше) - из этого мы учим, что так же, как человек верит во Всевышнего, он должен верить в себя. То есть в то, что он Всевышнему интересен и предназначен для какого-то особого, лишь ему присущего предназначения. И вера во Всевышнего невозможна без такой веры в себя.
Вторая драша была по Танаху. Не буду пересказывать, но мне очень понравилось.
Первая драша включала в себя, помимо прочего, разбор стихотворения Черниховского "אני מאמין" - у рава степень по ивритской поэзии.
Вот и поместим песню по этому стихотворению в качестве пятничной песни. Как всегда у Черниховского, там все неправильные ашкеназские ударения. Про музыку в некоторых местах написано, что ее написал Тувия Шлёнский - отец Авраама Шлёнского, а в некоторых - что Шлёнский переработал казачью песню "На реке Дону", но мне не удалось найти похожей песни.