hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:

Про шхиту

С точки зрение hалахи, кошерный забой животных (шхита) предполагает, что животное здорово и пребывает в сознании. Соответственно, если животное сначала оглушили или усыпили, мясо некошерно.

Первый закон, требующий, чтобы скотину сначала оглушали, а уже потом убивали, был принят швейцарскими кантонами Ааргау и Сент-Галл в 1867 г. В 1874 г. в швейцарскую конституцию были внесены изменения, предоставляющие евреям свободу вероисповедания, и начались юридические войны, считать ли, что законы, запрещающие шхиту, посягают на свободу вероисповедания евреев.

Масла в огонь подлили два немецких реформистских раввина, Леопольд Штейн и Яков Штерн, которые заявили, что шхита - не религиозное предписание, а обычай. Действительно, в Торе нигде про шхиту не написано, все законы шхиты - это Устная Тора.

Picture1

Мы еще вспомним об этой точке зрения, когда будем говорить о Польше.

Как бы то ни было, швейцарское правительство приняло точку зрения, что запрет шхиты является посягательством на свободу вероисповедания, и отменило законы кантонов.

Противники шхиты провели в 1893 г. референдум и победили. Против, помимо немногочисленных швейцарских евреев, голосовали католические кантоны: они видели в запрете шхиты посягательство на свободу вероисповеданий.

Корреспондент газеты "Франкфуртер Цайтунг" пишет в 1893 г.: "При внимательном рассмотрении людей, ратующих за запрет шхиты, невозможно избежать ощущения, что мы имеем дело с антисемитизмом под видом гуманности. Антисемитизм привлекает для своих нужд сентиментальных людей, невинных в отношении убийства животных, но призванных после голосования продемонстрировать масштабы антиеврейской оппозиции".

Начиная с этого момента, и в особенности в период между войнами, защита животных тесно сплелась с антисемитизмом, и тема страшной еврейской жестокости по отношению к животным стала важным элементом антисемитской пропаганды. В Германии главными борцами за права животных естественным образом еще до прихода к власти стали нацисты.

А после прихода одним из первых законов новой власти стал закон о гуманном обращении с животными. Он запрещал не только шхиту, но и опыты на животных, и впервые в истории распространялся на хладнокровных и беспозвоночных. За негуманное обращение с кальмаром или лягушкой можно было очутиться в концлагере.



На известной карикатуре лабораторные животные зигуют Герингу, защитившему их от жестоких опытов.

Пример Германии не мог оставить равнодушными другие страны. В 1937 г. закон об обязательном оглушении животных перед убоем приняли в Швеции. Поскольку ни в Швеции, ни в Швейцарии закон не ассоциируется с нацизмом, он сохранился по сей день.

Польша, понятно, имела свои особенности. В больших городах вроде Варшавы практически весь рынок говядины был в руках евреев. Евреи резали коров, забирали себе переднюю часть, а заднюю часть, содержащую гид hанаше, продавали полякам. Полякам же продавали корову, которая оказывалась трефа. Цены на кошерную говядину были на 10-40% выше, чем на некошерную.

Ксендз Станислав Тжецьяк специализировался по антиеврейским книгам. До революции он был профессором католической духовной семинарии в Петербурге, учеником известного Пранайтиса, выступавшего в свое время экспертом по делу Бейлиса. Тжецьяк перевел "Протоколы сионских мудрецов" на польский; он специализировался на книжках типа "Талмуд о гоях и еврейский вопрос в Польше", "Программа мировой еврейской политики: конспирация и деконспирация", "Мессианство и еврейский вопрос" и проч.



Стоит упомянуть, впрочем, что расистом он не был: говорят, в более поздние времена он знал, что в женском монастыре, находившемся под его присмотром, скрывают нескольких еврейских девочек. Он погиб в 1944 г. во время Варшавского восстания. И то и другое важно для понимания польской диалектики.

Так вот, в 1935 г. Тжецьяк выпустил книгу "Ритуальный забой скота в Библии и Талмуде". Там он утверждал следующее:

  1. Библия нигде не упоминает кошерный забой скота.

  2. Даже некоторые раввины признают, что шхита - не религиозная обязанность, а дикий обычай.

  3. Настоящая цель, ради которой раввины так настаивают на сохранении шхиты - это монополия.

  4. Ради этой цели они готовы пойти на неописуемое мучительство по отношению к животным.

Книга появилась в правильный момент, когда, после смерти Пилсудского, "лагерь национального единства" стремился вытеснить от власти сторонников санации.

В 1936 г. вот эта милая дама по имени Янина Прысторова, вдова жена премьер-министра начала 30 гг от Санации, выдвинула в Сейме законопроект о полном запрете шхиты.



Началась горячая всенародная дискуссия. В отличие от того, что бывало на Западе, в Польше все еврейские партии, включая антирелигиозный Бунд, единым фронтом выступили против законопроекта. Евреи говорили, что законопроект продиктован антисемитизмом; что нет никаких оснований считать, что шхита - более садистский способ забоя, чем оглушение молотком; что шойхет - мастер высочайшей квалификации; что на бойнях, где забивают свиней, тоже нередко их режут не оглушая, а криков о жестокости по отношению к свиньям не слышно...

На фоне накаленных страстей правительство выдвинуло свой законопроект, как бы компромиссный. Полный запрет шхиты - это антиконституционное посягательство на свободу религии. Но шхита должна быть ограничена религиозными нуждами самих евреев, а продажа зашхитованного мяса неевреям должна быть запрещена. Специально назначенные чиновники наблюдают за шхитой и выдают разрешения по квоте, в соответствии с размером еврейской общины. Таким образом, коров резать можно, а продавать неевреям задние части и трефот нельзя. В результате запрета на кошерное мясо нет, но оно значительно дорожает.

Закон не удовлетворил ни тех, ни других, и законопроекты о полном запрете шхиты продолжились. Последний закон, полностью запрещающий шхиту, был принят в марте 1939 г. Он должен был вступить в силу в 1942 г…

Интересно, как темы возвращаются. В 2013 г. Сейм принял закон о запрете шхиты, в 2014 Верховный суд приостановил его как посягающий на свободу религии. Но новые ограничения, принятые в этом году, ограничивают разрешение на шхиту нуждами местной еврейской общины. Производить кошерное (или халальное) мясо на экспорт запрещается, поскольку в этом случае нет речи о свободе религии.
Tags: Польша, еврейская история, история, человек из окон
Subscribe

  • (no subject)

  • (no subject)

    Кто не видел - очень смешной клип "Эрец неhедерет" про ChatGPT (иврит). Клик по картинке переводит на клип.

  • (no subject)

    Из старого: Шалтай-Болтай по-арамейски: חמפטיא דמפטיא על בבא קא על חמפטיא מן בבא על ארעא נפל כל עבדי דמלכא כל אינשי דחיל לאו יכלי למתיב חמפטיא אל על

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments

  • (no subject)

  • (no subject)

    Кто не видел - очень смешной клип "Эрец неhедерет" про ChatGPT (иврит). Клик по картинке переводит на клип.

  • (no subject)

    Из старого: Шалтай-Болтай по-арамейски: חמפטיא דמפטיא על בבא קא על חמפטיא מן בבא על ארעא נפל כל עבדי דמלכא כל אינשי דחיל לאו יכלי למתיב חמפטיא אל על