hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:
Расскринил ответы на предыдущий вопрос. Отдельно отмечу уважаемую ermenegilda, правильно ответившую на все вопросы.

  1. Герой высчитывает гематрии

На этот вопрос почти все ответили. Я имел в виду, конечно, Пьера Безухова. Отдельно меня порадовал ответ уважаемого chhwe, который привел еще один пример высчитывания гематрий из "Истории одного города":

Явился проповедник, который перелагал фамилию «Бородавкин» на цифры и доказывал, что ежели выпустить букву р, то выйдет 666, то есть князь тьмы.



  1. Герой надевает тфилин (правда, почему-то во время Кабалат Шабат).

Помимо ermenegilda , правильно ответил уважаемый o_aronius: это Исай Фомич из "Записок из Мертвого дома":

Накануне каждой субботы, в пятницу вечером, в нашу казарму нарочно ходили из других казарм посмотреть, как Исай Фомич будет справлять свой шабаш. Исай Фомич был до того невинно хвастлив и тщеславен, что это общее любопытство доставляло ему тоже удовольствие. Он с педантскою и выделанною важностью накрывал в уголку свой крошечный столик, развертывал книгу, зажигал две свечки и, бормоча какие-то сокровенные слова, начинал облачаться в свою ризу (рижу, как он выговаривал). Это была пестрая накидка из шерстяной материи, которую он тщательно хранил в своем сундуке. На обе руки он навязывал наручники, а на голове, на самом лбу, прикреплял перевязкой какой-то деревянный ящичек, так что казалось, изо лба Исая Фомича выходит какой-то смешной рог.



Понятно, что Достоевский совсем не точен: ящички (не деревянные, а из твердой кожи) Исай Фомич надевает на будничную утреннюю молитву, а свечи зажигает при начале Шаббата.

Именно так описывает поведение Исая Фомича Бумштеля  (прототипа И.Ф.) поляк Богуславский:

Как убежденный талмудист и начетчик, он имел свои книги, и в пятницу, когда справлял свой шабат со всей шумной торжественностью, каземат наш превращался в синагогу. На столике Бемштейн зажигал несколько сальных свечей, надевал талес, раскладывал свои книги и крикливым голосом тягуче повторял "Duruch otu stanaj atshajmu... Raskuttu"




  1. Герой сплевывает во время молитвы "Алейну"

Помимо ermenegilda, еще 4 человека (simon_ko, o_aronius, nomen_nescio и vrag_naroda3) правильно ответили, что это Янкель из "Тараса Бульбы":

Тарас вошел в светлицу. Жид молился, накрывшись своим довольно запачканным саваном, и оборотился, чтобы в последний раз плюнуть, по обычаю своей веры, как вдруг глаза его встретили стоявшего назади Бульбу.



Имеется в виду обычай сплевывать во время молитвы "Алейну" в конце молитвы, при словах "пустоте и тщете":

Ибо они поклоняются пустоте и тщете и молятся божествам, которые не спасают.
Мы же преклоняем колена и падаем ниц, и возносим благодарность Царю царей, Святому Творцу, благословен Он.



Обычай этот сохранился только у хасидов, которых не было во времена, описанные в "Тарасе Бульбе". Но это не анахронизм - в те времена он был повсеместно принят у ашкеназим, исчез, вроде бы, к концу 17 - началу 18 в., по ряду причин, из которых не последняя - то, что о нем заговорили в антисемитской литературе.

Отдельный вопрос - какие времена описаны в "Тарасе Бульбе". Очевидно, 17 в., но Гоголь сам говорит о 15 в.

  1. Рассказывается, как р. Шимон бар Йохаи скрывался 13 лет от римлян (правда, его путают с р. Йеhошуа бен Леви)

Помимо ermenegilda, еще 2 человека (simon_ko  и platonicus) ответили про гибрида Шимона бар Йохаи и р. Йеhошуа бен Леви - "Очарованный странник":

… старый жидовин невесть откуда пришел и тоже о вере говорил. Человек хороший, и, видно, к вере своей усердный, и весь в таких лохмотках, что вся плоть его видна, а стал говорить про веру, так даже, кажется, никогда бы его не перестал слушать.

Я с ним попервоначалу было спорить зачал, что какая же, мол, ваша вера, когда у вас святых нет, но он говорит: есть, и начал по талмуду читать, какие у них бывают святые... очень занятно, а тот талмуд, говорит, написал раввин Иовоз бен Леви, который был такой ученый, что грешные люди на него смотреть не могли; как взглянули, сейчас все умирали, через что бог позвал его перед самого себя и говорит: «Эй ты, ученый раввин, Иовоз бен Леви! то хорошо, что ты такой ученый, но только то нехорошо, что чрез тебя все мои жидки могут умирать. Не на то, говорит, я их с Моисеем через степь перегнал и через море переправил. Пошел-ну ты за это вон из своего отечества и живи там, где бы тебя никто не мог видеть». А раввин Леви как пошел, то ударился до самого до того места, где был рай, и зарыл себя там в песок по самую шею, и пребывал в песке тринадцать лет, а хотя же и был засыпан по шею, но всякую субботу приготовлял себе агнца, который был печен огнем, с небеса нисходящим. И если комар или муха ему садилась на нос, чтобы пить его кровь, то они тоже сейчас были пожираемы небесным огнем...



Думаю, что образ жидовина полностью выдуманный.

  1. Описываются перспективы еврейского поселения в Шхеме

Это в "Современной идиллии" Салтыкова-Щедрина. Там описываются два брата-железнодорожных магната, больше всего похожие на Поляковых. Один - Вооз - уже преуспевший, а другой - Лазарь - только начинающий с помощью Вооза. Он не имеет права жительства в Кашинском уезде и живет якобы в гостях у местного еврея Мошки.

О восстановлении иудейского царства он не мечтал: слишком он был для этого реалист. Не мог даже вообразить себе, что он будет там делать. Ведь Иерусалима, наверное, не отдадут, разве вот Сихем -- так уж лучше в Кашинском уезде у Мошки в гостях жить. Конечно, и в Сихем можно мамзель Жюдик выписать...



Хотя железнодорожные магнаты были самого разного происхождения - Дервиз, фон Мекк, Губонин, Кокорев - на русских писателей произвел особое впечатление именно Поляков. Его упоминает и Толстой в "Анне Карениной" под именем Болгаринова:

Степан Аркадьич покраснел при упоминании о Болгаринове, потому что он в этот же день утром был у еврея Болгаринова, и визит этот оставил в нем неприятное воспоминание. Степан Аркадьич твердо знал, что дело, которому он хотел служить, было новое, живое и честное дело; но нынче утром, когда Болгаринов, очевидно нарочно, заставил его два часа дожидаться с другими просителями в приемной, ему вдруг стало неловко.

То ли ему было неловко, что он, потомок Рюрика, князь Облонский, ждал два часа в приемной у жида, или то, что в первый раз в жизни он не следовал примеру предков, служа правительству, а выступал на новое поприще, но ему было очень неловко. В эти два часа ожидания у Болгаринова Степан Аркадьич, бойко прохаживаясь по приемной, расправляя бакенбарды, вступая в разговор с другими просителями и придумывая каламбур, который он скажет о том, как он у жида дожидался, старательно скрывал от других и даже от себя испытываемое чувство.

Но ему во все это время было неловко и досадно, он сам не знал отчего: оттого ли, что ничего не выходило из каламбура: "было дело до жида, и я дожидался"…



И Некрасов в "Героях времени":

Денег у Берки без счета,
Берка давно дворянин,
Благословляя болота
Семьдесят семь десятин!..



Эти болота, кстати, тоже отражены в "Анне Карениной":

Облонский рассказал про прелесть охоты у Мальтуса, на которой он был прошлым летом. Мальтус был известный железнодорожный богач. Степан Аркадьич рассказал, какие у этого Мальтуса были в Тверской губернии откуплены болота, и как сбережены, и о том, какие экипажи, догкарты, подвезли охотников, и какая палатка с завтраком была раскинута у болота.

— Не понимаю тебя, — сказал Левин, поднимаясь на своем сене, — как тебе не противны эти люди. Я понимаю, что завтрак с лафитом очень приятен, но неужели тебе не противна именно эта роскошь? Все эти люди, как наши откупщики, наживают деньги так, что при наживе заслуживают презренье людей, пренебрегают этим презреньем, а потом бесчестно нажитым откупаются от прежнего презренья.



Tags: литература, ответики, русская ласка
Subscribe

  • (no subject)

    Что общего между Аманом и Берией? 1. Он казнен по ложному обвинению. 2. Обвинение включало в себя sexual abuse.

  • (no subject)

    Знаете известного антисемита Проханова? Оказывается, его дед, тоже Александр, был лидером молокан, обучался в Париже медицине и еще на каком-то…

  • (no subject)

    Забавно. Монтень в " О каннибалах" описывает быт бразильских индейцев. Он ими очень интересуется, знает о них от некого человека, видимо,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • (no subject)

    Что общего между Аманом и Берией? 1. Он казнен по ложному обвинению. 2. Обвинение включало в себя sexual abuse.

  • (no subject)

    Знаете известного антисемита Проханова? Оказывается, его дед, тоже Александр, был лидером молокан, обучался в Париже медицине и еще на каком-то…

  • (no subject)

    Забавно. Монтень в " О каннибалах" описывает быт бразильских индейцев. Он ими очень интересуется, знает о них от некого человека, видимо,…