Это - официальный рапорт бывшего директора департамента полиции премьер-министру; помимо этого, он был зачитан в 13 октября 1906 г. в заседании суда над Петроградским Советом рабочих депутатов.
Он изображает интересную картину: широкую и разветвленную сеть тайной полиции, не подотчетную и не подчиняющуюся правительству, но подчиняющуюся теневому правительству во главе с Треповым, формально занимающим должность коменданта Дворца. И эта сеть, по словам Лопухина и Витте, с ведома царя централизованно занимается организацией погромов.
В такой конспирации всегда остается вопрос - зачем? Ведь очевидно, что репутационные потери России от волны погромов были неисчислимы. Но мне кажется, я могу дать ответ.
Начальство, очевидно, исходило из того, что евреи играют очень большую роль в революционном движении. Волна погромов должна была продемонстрировать им, и ценой относительно небольшой крови - 810 убитых на всю Россию - что их ждет даже при небольшом ослаблении центральной власти. Нельзя сказать, чтобы урок оказался непонятым: около 20% еврейского населения России после 1905-6 гг эмигрировало; Жаботинский из аполитичного журналиста превратился в деятельного политика-сиониста.
Классическую фразу М.О.Гершензона в "Вехах": " бояться его <народа> мы должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами ещё ограждает нас от ярости народной" - тоже можно считать следствием погромов, хотя Гершензон под "мы" имел в виду, конечно, не евреев, а интеллигентов.
То есть цели как раз понятны, а что касается неразборчивости в средствах, то ничто так не напоминает российскую государственность большевистскую, как государственность предреволюционная, конечно, в значительно меньших масштабах.




