hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:
Как я и думал, опрос показал, что если история Азефа более или менее хорошо известна, то историю погромной деятельности департамента полиции знают гораздо хуже. Даю здесь ссылку на мой старый пост на эту тему. Помимо этого, помещаю здесь докладную записку Лопухина Столыпину, написанную в октябре 1906 г. Я раньше ее не читал.

Это - официальный рапорт бывшего директора департамента полиции премьер-министру; помимо этого, он был зачитан в 13 октября 1906 г. в заседании суда над Петроградским Советом  рабочих депутатов.

Он изображает интересную картину: широкую и разветвленную сеть тайной полиции, не подотчетную и не подчиняющуюся правительству, но подчиняющуюся теневому правительству во главе с Треповым, формально занимающим должность коменданта Дворца. И эта сеть, по словам Лопухина и Витте, с ведома царя централизованно занимается организацией погромов.

В такой конспирации всегда остается вопрос - зачем? Ведь очевидно, что репутационные потери России от волны погромов были неисчислимы. Но мне кажется, я могу дать ответ.

Начальство, очевидно, исходило из того, что евреи играют очень большую роль в революционном движении. Волна погромов должна была продемонстрировать им, и ценой относительно небольшой крови - 810 убитых на всю Россию - что их ждет даже при небольшом ослаблении центральной власти. Нельзя сказать, чтобы урок оказался непонятым: около 20% еврейского населения России после 1905-6 гг эмигрировало; Жаботинский из аполитичного журналиста превратился в деятельного политика-сиониста.

Классическую фразу М.О.Гершензона в "Вехах": " бояться его <народа> мы должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами ещё ограждает нас от ярости народной" - тоже можно считать следствием погромов, хотя Гершензон под "мы" имел в виду, конечно, не евреев, а интеллигентов.

То есть цели как раз понятны, а что касается неразборчивости в средствах, то ничто так не напоминает российскую государственность большевистскую, как государственность предреволюционная, конечно, в значительно меньших масштабах.

p1
p2

p3

p4

p5

Tags: Россия, еврейская история, история
Subscribe

  • (без темы)

  • (без темы)

    – За ширмами поехали и за кирпичом. Перегородки будут ставить. – Черт знает, что такое! – Во все квартиры, Филипп Филиппович,…

  • (без темы)

    Я всегда говорил, что ЖЖ - это такой совок: удобная платформа для умных разговоров за полночь на кухне под стакан. И вчера, когла упали ФБ, Вотсапп…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • (без темы)

  • (без темы)

    – За ширмами поехали и за кирпичом. Перегородки будут ставить. – Черт знает, что такое! – Во все квартиры, Филипп Филиппович,…

  • (без темы)

    Я всегда говорил, что ЖЖ - это такой совок: удобная платформа для умных разговоров за полночь на кухне под стакан. И вчера, когла упали ФБ, Вотсапп…