hirsh_ben_arie (idelsong) wrote,
hirsh_ben_arie
idelsong

Categories:
В Амос 9:7 говорится:

Не вывел ли Я Израиля из земли Египетской, а филистимлян – из Кафтора, а арамеев из Кира?



Кафтор - по наиболее распространенному мнению Крит.

Если с выходом евреев из Египта и филистимлян с Крита все понятно, то с Киром - местом исхода арамеев - непонятно ничего.

Он упоминается еще дважды, всегда в связи с арамеями, как место, куда их переселят или переселили ассирийцы. Первый раз - в начале той же книги Амоса (1:5):

И сокрушу Я засов Дамаска, и истреблю жителей Бикат-Авена и держащего скипетр из Бэйт-Эдэна; и народ Арама пойдет в изгнание в Кир, – сказал Господь.



Дамаск - это столица арамейского царства Арам-Дамесек. Бикат-Авен, видимо, Цова - столица царства Арам-Цова, находящаяся в долине Бекаа (хотя средневековая традиция считает, что Арам-Цова - это Алеппо). Бейт-Эден - арамейское царство, в ассирийских источниках под именем Бит-Адини - Тиль-Барсип или Тель-Ахмар на Евфрате, на самом севере Сирии. Пророчество, таким образом, говорит о том, что знать из арамейских царств в Сирии ассирийцы переселят в Кир.

В Млахим 2:16:9 рассказывается, как ассирийский царь Тиглатпаласар III захватил Дамаск, казнил царя Рецина и переселил арамеев в Кир.

И послушал его <иудейского царя Ахаза> царь Ашшурский, и пошел царь Ашшурский в Дамаск, и взял его, и изгнал (жителей) его в Кир, а Рецина убил.



Где находится этот самый Кир, и когда арамеи переселились оттуда в Сирию - решительно непонятно. Средневековые комментаторы считают, что речь у Амоса идет о будущем: ассирийцы переселили их в Кир, а потом они вернулись обратно в Сирию. Проблема, однако, в том, что после переселения они никогда не возвращались обратно, а слились с местным населением, так же, как переселенные жители Израильского царства. Тут проблема еще усугубляется тем, что сами арамеи слились, а арамейский язык на >1000 лет превратился в lingua franca в Ассирийской, а затем в Вавилонской и Персидской империях, так что понять, кто такие исходные арамеи, стало совсем затруднительно.

Relief-carving-from-the-central-palace-at-Nimrud-showing-two-Assyrian-scribes-ca-728

Вот на ассирийском барельефе два писца ведут учет и контроль чего-то: один с глиняной табличкой и палочкой для писания по-аккадски, а другой - с кожаным свитком и стилем для писания по-арамейски.

Прочел интересную статью Йоэля Элицура, который считает, что он знает, где этот загадочный Кир. Он говорит следущее. В Эрувин 19а говорится:

Райский сад - Реш Лакиш говорит: Если в земле Израиля - его ворота в Бейт Шеане, если в Аравии - его ворота в Бейт Гереме, а если между рек - его ворота в Домаскин (или в Дормаскин)



Про Бейт Шеан - все понятно, на ворота райского сада тем самым похожа долина Источников, вся испещренная речками и источниками. Бейт Герем, или Герес - это, видимо Джараш в иорданской части Голан. Окрестности Дамаска столь же плодородны и богаты водой, но все-таки к ним плохо применимо понятие "между рек".

Междуречьем в Талмуде называется не все то, что греки называли Месопотамией, а только ее северная часть, в отличие от южной, которая в Талмуде называется Вавилоном. Считается, что родословная жителей Вавилона надежнее, чем у жителей Эрец Исраэль, а у жителей Междуречья - столь же ненадежная, как и жителей остальной диаспоры. Междуречье, таким образом, начинается на север от самого северного еврейского города - Пумбедиты - нынешней Фалуджи, постоянно упоминавшейся в последние годы в новостях.

Таким образом, считает Элицур, в Междуречье был плодородный город, называемый Дамаском, что, конечно, однозначно указывает на то, что там жили переселенцы из Дамаска.

Самой южной точкой Междуречья по Евфрату Элицур называет город Иhи Дакира - по-гречески Идикара или по латыни Diacira. Она славится своими солеными источниками, используемыми для добычи соли, и добычей битума или асфальта. В наше время оно называется Ѓит (Hit) - тоже название, упоминавшееся в новостях, место сражения иракских войск с Игилом. Название Иhи Дакира происходит, по словам Элицура, от двух аккадских слов, iṭṭû и qīru, которые оба означают разные виды битума. Элицур предполагает, что это и есть танахический Кир. Арамеи пришли в Сирию примерно в 11 в. до н.э., а до этого были пастушеским народом, жившим в среднем течении Евфрата. Ассирийские хроники упоминают пастушеский народ аламу на западной границе Ассирии, а хроника Тиглатпаласара I говорит, что аламу - это арамеи.

Picture1

Tags: ТаНаХ, занимательная география
Subscribe

  • (no subject)

    Я прочитал про замечательные мозаики из синагоги 5 в. в Хукуке (Нижняя Галилея), раскопанные в 2011-2017 гг и еще не открытые для публики, а…

  • Про персидских баронов

    К 1896 г. Яков и Лазарь Поляковы были уже действительными статскими советниками. Однако душу их смущал, видимо, пример покойного барона Евзеля…

  • Пост 10-летней давности к 130-летней годовщине 1 марта

    Этому царствованию предшествовал длительный период застоя, с всё усиливающейся реакцией. Несмотря на то, что государство тратило все силы на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments