...ибо я украден из земли eвреев…
Что за земля евреев? И кто такие евреи? В первый раз это слово употребляется по отношению к Аврааму, после того, как Лота захватили в плен (Берешит 14:13):
И пришел уцелевший и известил Аврама-еврея...
Мидраш Берешит Раба (42:8) приводит три мнения:
Р. Йеhуда, р. Нехемия и рабанан. Р. Йеhуда говорит - весь мир с одной стороны (миэвер эхад), а он - с другой стороны. Р. Нехемия говорит - из потомков Эвера. А рабанан говорят - из-за реки (т. е. из-за Евфрата).
Раши приводит только последний вариант: иври - это выходец из-за реки. Но Ибн Эзра подробно разбирает все случаи применения в ТаНаХе слова иври, и приходит к выводу, что нигде и никогда оно не применяется ни к Ишмаэлю, ни к Эсаву, ни к Лоту и его потомкам. Зато Моше говорит фараону: "Бог евреев призывает нас", и всюду евреями называются либо Авраам, либо Яаков и его потомки. Эдом неоднократно называется братом Израиля, но никогда не называется иври.
Исходя из такого употребления, получается, что самый прямой смысл слова - мнение р. Йеhуды.
Что же такое тогда земля евреев, о которой говорит Йосеф?
Семейству Яакова в этот момент принадлежит два участка земли, один - купленный Авраамом в Хевроне, а другой - Яаковом в Шхеме. И Рамбан тоже считает, что земля евреев - это Хеврон, хотя при этим сам считает, что "евреи" означает "потомки Авраама, пришедшего из-за реки".
И Хеврон и Шхем связаны с историей похищения Йосефа, но разве оттуда он был похищен? Из Хеврона Йосефа посылает отец, в Шхеме он не застает братьев, а встречает загадочного человека, по мнению всех коментаторов, кроме Ибн Эзры - Гавриэля или Рафаэля, который говорит ему, что братья направились в Дотан. Дотан - еще в 30 км на север от Шхема.
Таким образом, если Йосеф говорит, что он был похищен из земли евреев, это означает, что основа похищения находится либо в Хевроне, либо в Шхеме. Если в Хевроне - значит, он подозревает в соучастии своего отца. Это объясняет, в частности, почему в течение семи лет, будучи полновластным правителем Египта, он не удосужился дать знать отцу, что он жив.
И это объясняет, какую цель преследует его сложная игра с братьями. Он хочет вытащить своего брата по матери - Биньямина - из преступной семьи. Он знает, как решительно в этой семье избавляются от отрезанных ломтей, и понимает, что, вероятно, это произошло и с ним.
Йосеф прекращает игру, когда узнает из речи Йеhуды, что отец думает, что он растерзан.
Но пророческие слова оказываются верными, даже если их автор не имел этого в виду. Если Йосеф похищен не из Хеврона, то из Шхема. И тогда инициатор похищения - не Яаков, как думал Йосеф, а Гавриэль. И это то, что Йосеф говорит братьям, как только узнает, что его отец ни при чем (Берешит 45:4-5):
Он сказал: я – Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни.